Cообщи

Украинским работникам все труднее перебираться через эстонскую границу (8)

Copy
Пааво Отсус
Пааво Отсус Фото: Kristjan Teedema / Tartu Postimees

Тоомас Уусмаа, который занимается производством молока в Ярвамаа в компании Sargvere, сейчас вздыхает с облегчением, потому что украинцы уже на месте. Для последних двоих из шести он только что подал заявку на получение визы и уверен, что получит ее, потому что это повторная заявка, пишет Maa Elu.

Уже третий год на его фермах работают украинцы, и некоторые из них после девяти месяцев работы и трех месяцев отпуска на родине возвращаются к нему на работу уже несколько раз. Уусмаа признает, что без, так сказать, дружественной Украины ему никак не справиться. Так сказать - потому, что украинцам сложно попасть в Эстонию. Теперь дело за украинской стороной и, похоже, становится все сложнее.

Вместо девяти месяцев - минимум год

Головную боль для Уусимаа создает необходимость планировать работу на девятимесячный сезон. «Конечно, было бы легче, если бы украинцы могли работать подольше за раз. У них было бы меньше забот о поездках, а у меня - об обучении нового человека», - объяснил он.

Также было бы меньше заботы о жилом пространстве, потому что вместо идеальной однокомнатной комнаты трудовые мигранты должны делить жилую площадь с другими в четырехкомнатной квартире. "Посмотрите, как они живут вместе. Но что есть, то есть. Фермер должен ко всему приспосабливаться, и мне пока как-то удается», - сказал он. В настоящее время его потребность в украинской рабочей силе покрыта.

Тоомаса Уусимаа беспокоит отношение общественности, как будто украинцы - это простая и дешевая рабочая сила. По мнению фермера, это абсурд. С украинцами намного больше бумажной работы, и все сотрудники получают зарплату в соответствии с их работой. Чтобы доказать это, мужчина готов предъявить сомневающимся платежные ведомости. «Я покажу вам ведомости, в которых будет указано, сколько именно получает местный житель и сколько получает украинец», - пообещал он.

Длинных рабочих дней, которых так хотят украинцы, Уусмаа обещает устраивать по минимуму. Он придерживается мнения, что человек - не машина и должен отдыхать, только так он продержится дольше.

При этом он признал, что без трудовых мигрантов уже не справиться. «Не только в сельском хозяйстве, но и при выращивании клубники. Эстонский человек больше не хочет заниматься простой работой». 

Уусмаа больше не дает объявления о работе - это, по его мнению, бессмысленная трата денег. Проблемой же он считает отсутствие знания русского языка у молодых эстонских менеджеров среднего звена, работающих в компании. Скорее, нужно тратиться на это, потому что украинец приезжает в Эстонию временно и в основном с целью заработка. «Ни один из тех, кто работал на меня, не выразил желания остаться в Эстонии», - подтвердил Уусмаа.

"В лучшем случае украинцы могут только поздороваться на эстонском языке, сказать "спасибо" и "до свидания", и требовать от них большего неуместно, - сказал фермер. - Надо понимать, что выучить эстонский язык не так-то просто. Тем более, что украинцы, которые у меня работают, скорее среднего возраста".

Гарантированные рабочие места

Лембит Пааль, разводящий молочный скот в Йыгеваском уезде, тоже не может обойтись без украинцев. «Мы работаем в районе с высокоразвитым предпринимательством и несколькими крупными работодателями в диапазоне 20 километров. Человек трудоспособного возраста найдет работу с лучшими условиями труда и заработной платой. Положение фермеров - не самое лучшее», - сказал он и признал, что находится в довольно сложной ситуации. 

«Наши 2000 коров нуждаются в бригаде из 30-35 человек, 30 из них - есть в наличии за счет своих людей, а больше просто негде взять, кроме как ввезти с Украины в качестве иностранной рабочей силы. Таким образом, можно сказать, что Украина - это выход, чтобы обеспечить работой и 30 местных жителей», - подтвердил Пааль.

«Устойчивость важнее, даже важнее, чем постоянно усугубляющаяся связанная с Covid-19 бюрократия на украинской стороне. Пересечение границы - большая проблема, взятки, подкуп пограничников. Желающих заработать на потребностях в передвижении рабочей силы предостаточно», - сказал Пааль. Это затрудняет эстонским фермерам доступ к рабочей силе.

Пааво Отсус, выращивающий клубнику в волости Кастре Тартуского уезда, заявил, что прошлый год очень ясно показал, что эстонец работать в поле не пойдет. Поэтому он рад, что новые руководители сельского хозяйства понимают озабоченность фермеров и необходимость принимать рабочих-мигрантов.

Если в прошлом году компания Отсуса AranFarming оставила на поле 70 процентов урожая, то в этом году, надеется он, этого не произойдет. «Я довольно оптимистично смотрю на сезон, контракты охватывают как прогнозируемый урожай с клубничных полей, так и предварительные договоренности с украинцами, которые приедут его собирать», - сказал он.

Коронавирус может закрыть страны на замок

Однако быть уверенным в этом он сможет только тогда, когда придет время собирать клубнику, и сборщики с Украины будут на месте. Хотя в этом году правительство Эстонии сотрудничает производителями, у рабочих-мигрантов могут возникнуть ограничениях при поездках  в Эстонию. «Польша или Литва, например, могут закрыться из-за короны», - сказал он.

Отсусу нужны 70-80 сборщиков клубники с июня по август, и, по его словам, страхи перед тем, что украинцы, которые приехали собирать клубнику, захотят остаться в стране, необоснованны. "Они приезжают сюда с определенной целью - заработать деньги и вернуться домой. У них там безработица и зарплата около 200 евро в месяц", - обяснил он. 

«На клубнику приезжают люди в возрасте 20-50 лет, из них наиболее мотивированы люди в возрасте 30-40 лет, у которых семьи и платежи», - добавил он.

Отсус предлагает понять, что весь мир использует труд мигрантов, и это довольно распространенное явление. «Эстония также является развитой страной, где люди могут выбрать более чистую работу, но кто-то все равно должен собирать продукты, которые попадают в магазин, такие как клубника, огурцы и капуста».

Глава отдела политики в области гражданства и миграции Министерства внутренних дел Рут Аннус:

Работодатель, работающий в сельском хозяйстве, может зарегистрировать краткосрочную работу иностранца, пребывающего в Эстонии с визой или без нее, как сезонную работу на срок до девяти месяцев в течение 12 месяцев. Также он может оформить краткосрочное трудоустройство иностранца на общих условиях - до 12 месяцев в течение 15 месяцев. Разница между сезонной работой и краткосрочной работой на общих условиях заключается в том, что нет критерия заработной платы для сезонной работы, но в случае краткосрочной работы на общих условиях работодатель обязан выплатить иностранцу как минимум среднюю заработную плату за предыдущий календарный год. Период сезонной работы в 9 месяцев в год является максимальным сроком, требуемым директивой о сезонных рабочих, и не может быть продлен государством-членом.

Наверх