Пробка в Суэцком канале серьезно подрывает планы эстонских предпринимателей, поскольку три четверти грузов, прибывающих в Эстонию по морю, добираются до нас через этот важнейший торговый коридор мира, заявил Postimees генеральный директор Maersk Eesti Маргус Индус.
Судоходный гигант: три четверти контейнеров идут в Эстонию как раз через Суэцкий канал (2)
Maersk Eesti является дочерней компанией международного судоходного гиганта Møller – Mærsk.
«Цепочки поставок становятся тем длиннее, чем дольше это судно будет стоять поперек канала. Когда в один прекрасный день канал снова откроется, порты Европы и Азии все равно не смогут одновременно принять все скопившиеся там суда», - сказал Маргус Индус.
Таким образом, эффект цепочки поставок еще больше усилится, и к тому же, пока неизвестно, сколько времени потребуется, чтобы устранить пробку.
"Может быть, некоторые [корабли] еще прождут какое-то время, но в ближайшее время было бы разумно уже начать движение вокруг Африки. Это, правда, даст дополнительные 8 300 километров», - добавил Индус, который сказал, что задержка будет зависеть от скорости навигации, но рассчитывать можно на полторы недели.
Ситуация неминуемо скажется и на эстонских предпринимателях, поскольку Суэцкий канал является важнейшим торговым коридором в Азии. «Из всего импорта, который поступает в Эстонию, на Дальний Восток смело приходится больше половины, но на самом деле есть еще и Ближний Восток. Если мы посмотрим на импорт, это затронет три четверти грузов, прибывающих в Эстонию по морю», - сказал глава эстонского филиала судоходного гиганта.
С точки зрения логистики по цепочке поставок блокировка Суэца ударит, даже если пробка продержится всего пару дней.
«За счет прибавления скорости, возможно, удастся немного отыграть график, но на данный момент неизвестно, как долго эта штука продержится. Даже задержка в несколько дней сбивает с толку портовые службы. Если вдруг разом все суда захотят прибыть в порты, будет просто невозможно принять их у причалов», - сказал Индус, по словам которого, экономический ущерб не ограничится договорными штрафами, связанными со сроками доставки.
Порты также оптимизировали свою работу, cоздав специальные "окна" для обслуживания судов. «Если в какой-то момент окна останутся свободными, то в какой-то момент подойдет целая группа, некоторым придется стоять на якоре, и это будет эффект снежного кома», - пояснил Индус.
Если в базовых портах, таких как Роттердам, Бремерхафен или Гданьск, вынуждены стоять на рейде, то более мелкие суда - фидеры - доставляют товары в Эстонию. Если за две недели товара накопится вдвойне, он не поместится и на них.
Маргус Индус не смог сказать, когда может быть освобожден контейнеровоз Ever Given, севший на мель в Суэцком канале. «Если он увяз глубоко в песке, будут выполняться более сложные операции, когда контейнеры придется поднимать, чтобы осадка корабля не была такой большой. Для таких ситуаций требуются не часы и дни, а неделя и больше , - сказал он.
Вероятно, это выразится еще и в увеличении нагрузки на железнодорожный транспорт между Дальним Востоком и Европой, но и там пропускная способность достаточно высока.