Несмотря на все предостережения, жители Эстонии продолжают покупать породистых котят по объявлениям на порталах вроде Okidoki.ee или Soov.ee в надежде сэкономить сотню-другую евро. Однако если наткнуться на так называемую "кошачью фабрику", можно легко остаться и без питомца, и без денег. Программа Kuuuurija узнала о многочисленных подобных случаях, связанных с одним и тем же продавцом.
"Оксана, она же Ксения": торговля смертельно больными котятами не сбавляет оборотов (4)
Расследование ведущая Kuuuurija Катрин Луст начала в октябре 2017 года, когда с ней связалась женщина из Тарту, через интернет купившая породистую кошку. Женщина приехала за кошкой в Таллинн, в общежитие на улице Сыле в Пыхья-Таллинне и передала длинноволосой брюнетке Оксане наличные, взамен получив голубоглазый комочек шерсти. Однако через несколько дней чистокровный, как утверждала Оксана, котенок шотландской породы заболел и умер.
Тогда же в рамках журналистского эксперимента съемочная группа Kuuuurija вместе с чиновником Ветеринарно-продовольственного департамента Владимиром Вахесааром совершила контрольную закупку, но все закончилось не лучшим образом.
Хотя том сюжете люди рассказывали, что продававшая кошек Оксана и ее тогдашний муж Алексей Зуйко (кстати, отсидевший срок за жестокое убийство) впоследствии угрожали им, полиция и прокуратура начали расследование деятельности съемочной группы, а самой Луст было предъявлено подозрение в незаконном вторжении.
Оксана Зуйко между тем спокойно продолжала торговлю котятами, и на сегодня жертв больше, чем мы можем сосчитать.
Около месяца назад в редакцию Kuuuurija позвонила плачущая Маргарита. За несколько дней до звонка ей пришлось усыпить купленного у Оксаны Зуйко котенка, как утверждала продавец - чистокровного скоттиш-фолда. Маргарита никогда раньше не слышала о кошачьих фабриках и думала, что на портале Okidoki породистые котята ценой более тысячи евро просто продаются чуть дешевле, чем в питомниках. Оксана показала Маргарите фотографии родителей котенка, предложила оформить договор купли-продажи, от чего Маргарита отказалась, и взяла с покупательницы 360 евро наличными. Котенок не был вакцинирован, и продавец предложила сделать это в тот же день, отметив, правда, при этом, что ожидание в очереди к ветеринару вызовет у котенка стресс.
Маргарита, услышав эти слова, решила, что вакцинирует котенка чуть позже. Через несколько дней у котенка стали отказывать задние лапки, а живот раздувался и делался все больше и больше. Маргарита поняла, что состояние животного ухудшается и решила отвезти его в клинику. Рентген показал жидкость в брюшной полости, а последующий анализ крови дал шокирующий диагноз: коронавирус.
Ветеринар сказал Маргарите, что с таким диагнозом нет смысла держать животное в живых, потому что лечение будет дорогим и неэффективным. Ей посоветовали немедленно усыпить котенка, и она согласилась с мнением врача.
Инфекционный перитонит кошек или FIP является смертельным заболеванием, которым могут болеть кошки и котята. FIP обнаруживается у очень небольшого количества кошек и вызывается распространенным вирусом, называемым коронавирусом кошек. Коронавирус, вызывающий FIP, в настоящее время считается мутировавшей формой коронавируса, вызывающего кишечную инфекцию. Ученые пока не понимают, как относительно неопасный коронавирус вызывает смертельный инфекционный перитонит.
К сожалению, Маргарита - не единственный покупатель, имевший дело с Оксаной Зуйко, новое имя которой - Ксения Талько. В октябре Яна купила у Оксаны якобы чистокровного скоттиш-фолда через сайт Soov.ee, а уже в декабре у кота появились симптомы болезни. Яна купила у Оксаны котенка за 350 евро, его передали на парковке торгового центра "Юлемисте".
"Он странно передвигался, и мы обратились в клинику. Сначала его лечили от вируса герпеса", - говорит Яна. В январе она снова пошла с котом к ветеринару, потому что у животного по-прежнему были проблемы с двигательным аппаратом.
"И в конце концов, оказалась эта инфекция FIP, которая не поддается лечению, и пришлось делать эвтаназию..."
Алексей тоже купил у Оксаны в декабре в подарок на Рождество своему ребенку котенка, который оказался носителем смертельного вируса FIP. Цена животного составляла 500 евро. Когда Оксана привезла котенка, она пообещала сделать ему первую прививку через несколько дней. Также она пообещала принести из машины договор купли-продажи и кошачий паспорт, но, получив деньги, спустилась вниз и уже не вернулась. Вскоре купленный Алексеем котенок тоже стал вялым, и его пришлось нести к ветеринару, где, опять-таки, ему диагностировали вызванный коронавирусом кошачий перитонит. По словам Алексея, существует дорогостоящее экспериментальное лечение этого заболевания, которое он решил испытать на своем животном, и уже потратил на половину курса лечения более 1000 евро.
Интервью в программе Kuuuurija дала и бывшая подруга Оксаны Юлия, по словам которой, Оксана - опасный человек, агрессивный и злопамятный. "Поскольку это ее единственный бизнес, то если она его лишится, ей больше нечего будет терять и она может даже напасть, поэтому я боюсь за своих детей и за себя", - говорит женщина.
Стоит отметить, что Маргарита опубликовала об Оксане предупреждение в Facebook, в ответ на что сама заводчица разместила в соцсетях фотографии Маргариты, указав при этом ее домашний адрес и назвав ее живодером, которого якобы следует опасаться.
Юлия говорит, что раньше Оксана несколько раз предлагала ей кошачьи антибиотики для инъекций, которые ей предположительно дает какой-то врач. "Пообщавшись с ней поближе, я поняла, что она постоянно колет эти лекарства, чтобы кошка выглядела активной у новых хозяев. В договоре указано, что она несет ответственность в течение четырех дней после покупки. Я думаю, она знает, что антибиотик будет действовать ровно столько, а после этого она ни за что не будет отвечать", - объяснила Юлия.
В середине марта редакция Kuuuurija открыла популярные порталы объявлений о продаже и выяснила, что Оксана Зуйко, действующая теперь под новым именем Ксения Талько, продает кошек и дальше.
Журналисты программы позвонили по номеру, указанному в объявлении, и говорящий по-эстонски мужчина согласился показать котенка на автостоянке центра Mustika в Таллинне. На встречу действительно приехали Антон Талько и Оксана, ставшая теперь Ксенией, но, завидев съемочную группу с камерой, они тут же уехали.
Позднее Катрин Луст удалось взять короткое телефонное интервью у Антона Талько:
- Почему вы решили продавать кошек вместе с Оксаной? Насколько вы вообще причастны к этому?
- Это мое личное дело, я не хочу об этом говорить.
- У кошек был коронавирус, они болели, потом умерли. Чувствуете ли вы какую-то ответственность за это?
- Я не знаю, кто и что говорит. Сейчас по всей Эстонии коронавирус и карантин.
- Вам кажется, что торговля животными, которую ведет Оксана, это хороший бизнес?
- Это ее дело. Многие продают. На портале Okodoki много людей, которые продают. Кошек, мышей, змей.
Оксана в свою очередь сообщает Kuuuurija, что они c мужем не продают больных кошек, не привозят их сумками из-за границы и не колют кошкам антибиотики в домашних условиях. По словам Оксаны, последний раз она была в России несколько десятилетий назад, и это легко можно проверить. Оксана также не торгует другими животными. Большую часть кошек она, по собственным словам, получает от других заводчиков, т.е. у дома Оксаны нет никакой кошачьей фабрики и рядов клеток. По ее словам, вся эта история - месть со стороны бывшей подруги.
Подытоживая историю, ведущая Kuuuurija Катрин Луст напоминает, что покупка животных в подобных местах не только не экономит вам деньги, но и делает из вас сообщников в жестоком обращении с животными. "Породистых животных не покупают на темной автостоянке или на сомнительных сайтах. Если у вас нет денег на покупку дорогого животного, сходите в приют - вы сможете и там найти превосходных питомцев", - заключает она.
Смотрите сюжет программы Kuuuurija на русском языке полностью.