Cообщи

Перекачка опасных нефтепродуктов перемещается в Таллиннский залив

Copy
Охраняемое побережье Мурасте. Судно Seaconger направляется на якорную стоянку G в Таллиннском заливе.
Охраняемое побережье Мурасте. Судно Seaconger направляется на якорную стоянку G в Таллиннском заливе. Фото: Eero Vabamägi
  • Перекачку опасных грузов планируется разрешить в шести зонах
  • Министерство хочет отменить оценку влияния на экологию
  • Плату за такие операции введут когда-нибудь потом

Министерство окружающей среды планирует отказаться от приостановки перекачки больших количеств опасных нефтепродуктов в море и в срочном порядке разрешить STS-операции (перегрузка с корабля на корабль. - прим. ред.) вблизи Таллинна без предварительной оценки воздействия на окружающую среду, пишет Postimees.

«Воздействие на окружающую среду должно быть оценено», - не удовлетворен проектом поправки к постановлению правительства, подготовленным министерством, руководитель программы защиты птиц Эстонского орнитологического общества Вельо Волке. «Территория STS (Таллиннская якорная зона G), выбранная властями, расположена примерно в семи километрах от заповедника Пальяссааре и орнитологической зоны Natura 2000. Если что-то случится и подует западный ветер, вещество может быстро добраться до орнитологической зоны Пальяссааре и берегов полуострова Пальяссааре». Заповедник Мурасте находится всего в четырех километрах.

Местонахождение якорных стоянок.
Местонахождение якорных стоянок. иллюстрация: Pm

Согласно проекту, в районе таллиннской якорной стоянки G будет разрешена погрузка товаров с корабля на корабль, включая все опасные и токсичные вещества. Кроме того, планируется разрешить перевалку сжиженного газообразного топлива (LNG и LPG) на одной якорной стоянке в Таллинне и одной в Мууга, а также бункеровку (дозаправку судна) в шести якорных районах.

По словам Волке, районы якорной стоянки Мууга также должны подлежать правильной оценке воздействия на окружающую среду - в связи с тем, что ареалы обитания птиц подвергаются опасности из-за возможного загрязнения во время операций STS или бункеровки - поскольку орнитологи насчитали там много птиц, особенно морянок.

Тем не менее, Министерство окружающей среды исключило первоначально запланированную поправку из проекта поправки к Постановлению Правительства № 51 от 25 июня 2020 года «Порядок обращения с опасными и вредными веществами на море, реке Нарве и Чудском озере», которая приостановила бы обращение с опасными и ядовитыми веществами во внутренних водоемах Эстонии за исключением бункеровки.

Приостановка была необходима для проведения оценки воздействия на окружающую среду на якорных участках, расположенных в районе охраняемого природного объекта, или там, где ожидается, что обращение с грузами может привести к значительному экологическому воздействию на охраняемый природный объект.

Противоречивая информация

В пояснительной записке к проекту постановления содержится противоречивая информация о необходимости проведения оценки воздействия на окружающую среду. Прежде всего, Министерство окружающей среды отмечает, что закон требует проведения экологической оценки, если планируются мероприятия, которые могут иметь «значительное неблагоприятное воздействие» на цель сохранения территории, входящей в сеть Natura 2000. Министерство заявляет, что до сих пор такая оценка не проводилась.

Однако затем министерство отмечает: «Но воздействие на окружающую среду не оценивалось в случае других видов деятельности, связанных с морскими перевозками. Это связано с тем, что, во-первых, это не обычная практика в мире, а во-вторых, такие оценки не требуются напрямую никаким действующим законодательством ЕС или Эстонии, регулирующим оценку воздействия на окружающую среду. Законодательство Эстонии и ЕС оставляет за лицом, ответственным за деятельность, которая может иметь потенциальное воздействие, право проводить экологическую оценку, если это необходимо. На сегодняшний день такие оценки не считаются необходимыми или оправданными для морской транспортной деятельности».

Заповедное побережье Мурасте. Суда Baltic Winter (синее) и Coral Favia (красное) на якорной стоянке G в Таллиннском заливе.
Заповедное побережье Мурасте. Суда Baltic Winter (синее) и Coral Favia (красное) на якорной стоянке G в Таллиннском заливе. Фото: Eero Vabamägi

Решение принимали вместе с чиновниками

Министерство решило исключить погрузку опасных товаров с корабля на корабль на якорной стоянке Пакри, но в этом случае Postimees обнаружил, что, несмотря на запрет, операции STS проводились на складе Пакри.

В случае загрязнения окружающей среды Эстонию ждали бы большие неприятности  в связи с несоблюдением обязательств относительно территории Natura 2000.

Экспертная компания в области морского права Consolato del Mare также подсчитала, что якорные зоны, которые перекрываются с природоохранной территорией, могут быть легко идентифицированы и исключены из списка предназначенных для операций STS.

«Оценка воздействия на окружающую среду должна проводиться стороной, желающей осуществлять деятельность в природоохранной зоне Natura 2000. Если это не сделано, исходят из принципа предосторожности и исключают действия, которые могут оказать негативное влияние на заповедную зону», - добавил министр окружающей среды Тынис Мёльдер.

Танкер "Залив Амурский" на рейде Палдиски.
Танкер "Залив Амурский" на рейде Палдиски. Фото: Eero Vabamägi

По данным юридического бюро, исключение деятельности СТС в районе якорной стоянки, где предполагаемая деятельность будет иметь значительное экологическое воздействие на охраняемый природный объект, намного сложнее, поскольку для определения таких якорных участков требуется оценка воздействия на окружающую среду. Consolato del Mare рекомендовала проводить оценку воздействия там, где это необходимо.

По мнению адвокатского бюро, неразумно вводить запрет на использование СТС во внутреннем море Эстонии в качестве абсолютного запрета (даже временного), потому что на практике могут возникать ситуации, в которых СТС крайне необходима, например, из-за кораблекрушения или других происшествий. Также следует исключить операции СТС в открытом море, где риски и угрозы выше.

Министерство решило заменить оценку воздействия на окружающую среду тем, что Департамент окружающей среды и Департамент полиции и погранохраны (PBA) оценили эстонские якорные районы как с точки зрения безопасности на море и способности предотвращать загрязнение, так и исходя из экологических соображений. Вместе власти выбрали якорные районы, где деятельность может быть разрешена, после чего они подверглись экспертной оценке морских ученых.

«Уровень риска деятельности в каждой якорной зоне оценивался на основе трехуровневого списка критериев риска, и анализ основывался на принципах оценивания и управления рисками нефтяного загрязнения, принятых HELCOM», - пояснил министр окружающей среды Тынис Мёльдер.

И Министерство экономики и коммуникаций, и Eesti Gaas хотели особых договоренностей по перевалке LNG и LPG, потому что в эстонских портах нет инфраструктуры LNG для такой перевалки, но суда необходимо снабжать газовым топливом. Кроме того, в случае утечки газа не будет загрязнения морской среды: сжиженный газ улетучится в окружающий воздух.

Совет по окружающей среде начал согласование разрешений STS до их выдачи Департаментом полиции и погранохраны.

Экологи недовольны проектом

«Мы не можем быть полностью удовлетворены текущим решением, поскольку наша основная позиция заключается в том, что следует запретить обращение с опасными и ядовитыми веществами за пределами портов, поскольку с точки зрения популяции птиц любая утечка опасна, - сказала Лаура Уйбопуу, координатор Эстонской палаты экологических объединений. - Эта наша принципиальная позиция не рассматривалась министерством как предложение, по крайней мере, она не отражена в соответствующей таблице».

Танкеры Arrow Star и Velos Fortuna около островов Пакри.
Танкеры Arrow Star и Velos Fortuna около островов Пакри. Фото: Sander Ilvest

«Я не понимаю, почему министерство хочет в спешке протолкнуть операции STS, - сказал озвучивший проблему для общественности Арво Вескиметс, который был заместителем генерального директора Департамента водных путей, главой судоходной компании Alfons Hakans OÜ и отдела морской среды Министерства окружающей среды. - Постановление не может ведь расширять действие закона. Закон о государственной границе разрешает бункеровку во внутренних водах Эстонии, но об STS речи не идет. Необходимо инициировать законодательные изменения, и в процессе этого должен быть проведен надлежащий анализ воздействия на окружающую среду и того, что может служить лучшим местом для операций STS. Подумали ли о сборах, например, о том, чтобы взимать более высокую плату за пользование водными путями в случае операции STS?»

Сборы появятся через некоторое время

В пояснительной записке к постановлению говорится, что в сотрудничестве между министерствами планируется пересмотреть систему сборов, применяемых к судам за различные виды деятельности в морском пространстве Эстонии. Рабочая группа, сформированная под руководством Министерства окружающей среды, подготовит предложение о применении платы за использование морской акватории Эстонии, которое будет реализовывать принцип «загрязнитель платит» и будет достаточным для компенсации экологического ущерба и достижения требуемого уровня готовности к борьбе с загрязнением.

Министерство окружающей среды поручило юридическому бюро Sorainen провести сравнение правовых систем Эстонии и Финляндии. «Оказалось, что финская правовая система действительно строже с точки зрения защиты окружающей среды, поскольку Финляндия за опасные и вредные вещества, перевозимые в финской морской зоне, взимает плату, которая поступает в так называемый нефтяной фонд, который можно использовать для повышения и поддержания готовности к борьбе с загрязнением и компенсации ущерба, нанесенного загрязнением морской среде», - значится в пояснительной записке к постановлению.

Министерство окружающей среды в сотрудничестве с Министерством финансов, Министерством внутренних дел и Министерством экономики и коммуникаций планирует разработать предложение о создании фонда для опасных и ядовитых веществ наподобие финского. Предложение о создании фонда может быть рассмотрено в правительстве не раньше, чем через шесть месяцев.

С проектом постановления, внесенным в правительство, можно ознакомиться здесь.

Наверх