Пустые палаты как следствие зарплаты

Ирина Каблукова
Copy
Зарплаты медсестер очень сильно различаются в зависимости от региона Эстонии.
Зарплаты медсестер очень сильно различаются в зависимости от региона Эстонии. Фото: Тайро Луттер

Чтобы в Эстонии было такое же количество медсестер, как в среднем в странах ОЭСР, у нас не хватает 4000 специалистов. Медсестры уже год живут без коллективного договора с государством и работодателями. Это значит, что зарплаты и условия труда регулирует соглашение пятилетней давности.

Койки не лечат, лечат люди

О том, что в Эстонии не хватает врачей и медсестер, специалисты говорят давно: количество мест в учебных заведениях ограничено, немало специалистов уезжает из страны на заработки в более зажиточные страны почти сразу после получения дипломов. Руководство сферы неоднократно заявляло, что останавливать обученных в стране за государственный счет специалистов мы не имеем права: это свободный выбор свободного человека. Но и увеличивать число мест в вузах, а заодно решать главную проблему — невысокие зарплаты — стремятся больше на бумаге.

О том, что этот нарыв на теле здравоохранения лопнет так быстро, конечно, никто не догадывался. Однако сегодня, когда больницы захлебнулись от наплыва коронавирусных больных, а открывать новые отделения или разворачивать полевые госпитали нет ни сил, ни ресурсов, проблема приобрела новый, не самый красивый вид. 

Главный специалист отдела развития системы здоровья Министерства социальных дел Воотеле Вельдре сказал, что в 2019 году в Эстонии, по данным Института развития здоровья, работало 8279 квалифицированных медсестер, и до пандемии в секторе здравоохранения их не хватало примерно 500: «Пандемия, несомненно, увеличила эту потребность». Президент Союза медицинских сестер Эстонии Аннели Каннус считает, что эта цифра несколько преуменьшена: «Если мы хотим выйти на средний уровень стран Организации экономического сотрудничества и развития, то нам необходимо иметь еще как минимум 4000 медсестер». Эта цифра сейчас кажется недостижимой, но и на пути к более реалистичным в наших условиях целям возникает немало преград.

Договорились, но не выполнили

Первая проблема — это места в учебных заведениях. По данным Аннели Каннус, профессия медицинской сестры пользуется популярностью: конкурс на одно место составляет четыре-пять человек: «Но вопрос в отсутствии учебных мест. Для того чтобы решить вопрос нехватки специалистов, принимать на обучение медсестер нужно в три-четыре раза больше, чем врачей. Поэтому каждый год у нас должны начинать обучение 540 студентов, а в идеале — 720».

Увеличение госзаказа определенно требует обсуждения, но пандемия остановила все переговоры между представителями отраслей и государством. Представитель министерства Вельдре сообщил, что в настоящее время базовое образование медсестры получают около 400 человек в год: «И мы надеемся, что в ближайшие годы эта цифра увеличится как минимум до 500». При этом Вельдре уточнил, что важным инструментом здесь стало так называемое консенсусное соглашение, в результате которого количество медсестер уже «значительно увеличилось».

Однако само соглашение говорит скорее не об успехе, а о провале. Договор был заключен в 2016 году и предусматривал поэтапное увеличение до 2020 года числа сестринских и акушерских мест в двух высших медицинских школах: таллиннской и тартуской. В 2017 году общее число студентов должно было равняться 462 студентам на сестринской специальности и 53 — на акушерской. Уже в прошлом, 2020 году, студентов должны были принять, соответственно, 517 и 55. Если цифры в 500, как утверждает представитель министерства, мы сможем достичь лишь в ближайшие годы, это означает, что консенсусное соглашение так и не было выполнено.

Ниже среднего по стране

Впрочем, медсестер не хватает не только потому, что их мало готовят, но и потому, что не все выпускники высших школ отправляются работать по специальности. На вопрос, сколько дипломированных медсестер не работают в системе здравоохранения, в Министерстве социальных дел ответить затруднились. «Количество людей с сестринской квалификацией, занятых в других сферах, неизвестно, но Министерство социальных дел планирует это в будущем выяснить, - сказал Вельдре. - Мы собираемся приступить к этой работе, когда нагрузка на Департамент здоровья в связи с разрешением кризиса COVID-19 начнет уменьшаться».

А не стремятся вчерашние студенты на работу по специальности по банальной причине: у них низкие зарплаты. «Зарплаты медсестер очень сильно разнятся в зависимости от региона Эстонии, — рассказала президент Союза медсестер Аннели Каннус. — Согласно статистике Института развития здоровья, разница в зарплатах медсестер составляет 300 евро».

Однако не исключено, что общие суммы зарплат за этот пандемический год окажутся достаточно приличными, и вот почему: «Сегодня у медсестер действует минимальная почасовая плата в размере восьми евро, но во время пандемии в ковидных отделениях медсестрам платят 13-16 евро в час». Кроме того, медсестер пытаются сейчас набрать и все Центры семейных врачей, предлагая зарплату до 2000 евро (особенно в Таллинне). Но это, скорее, временная мера: больных много, вакцинация набирает ход, потребность в медиках велика, но все это когда-нибудь закончится.

Не время для переговоров

Что будет с сестринскими зарплатами после пандемии? Отрегулировать этот вопрос должен коллективный договор. «Союз медсестер Эстонии начал переговоры о коллективном договоре в июне 2020 года, - рассказала Каннус. - Мы были готовы к их началу еще в марте 2020-го, но из-за объявления чрезвычайного положения все пришлось перенести на более поздний срок». Вернуться за стол переговоров попытались осенью 2020 года, но тут поднялась вторая волна пандемии, и стало не до споров о зарплатах. К концу года ситуация более-менее стабилизировалась, но тут сменилось правительство, а следом начался настоящий коронабум.

«На самом деле, сейчас решение вопроса не столько в руках работодателей, сколько правительства. 5 февраля 2021 года Союз медсестер Эстонии отправил обращение двум министрам, — здравоохранения и финансов — но ответа до сих пор нет», — объяснила президент Союза медицинских сестер.

Между тем, медсестрам срочно нужно решить важные вопросы, которые будут определять их жизнь хотя бы в этом и следующем году. «Наши основные предложения связаны как с зарплатой, так и с повышением коэффициента оплаты труда по ночам и в выходные дни. Кроме того, мы хотели увеличить дополнительный отпуск с пяти до семи дней, а также получить поддержку в плане душевного здоровья», — объяснила Аннели Каннус.

Сейчас минимальная ставка медицинской сестры равна восьми евро в час. По данным за 2019-2020 годы, зарплаты медсестер в целом по Эстонии не дотягивали даже до среднего по стране. А это, как несложно догадаться, является важным демотиватором для молодых людей, которые получают дипломы и должны определиться с дальнейшим трудоустройством. 

«В условиях этой пандемии мы живем сегодняшним днем, но в особенно сложное время нужна надежда на будущее, - считает Каннус. - Перспективу и надежду мог бы дать новый коллективный договор для работников здравоохранения, который покажет, какие изменения планируются в этом и в будущих годах. Изменения, которые сохранили бы для нас сегодняшних героев, медицинских работников. Союз медсестер Эстонии готов к обсуждению, чтобы найти как можно лучшие варианты. Мы ищем решение проблем здравоохранения, которым обеспечим самые лучшие жизнеспособные решения для наших пациентов».

В Министерстве социальных дел обещают возобновить переговоры, как только пандемия более-менее пойдет на спад.

Комментарии
Copy
Наверх