Cообщи

Райво Варе: деньги печатаются в неимоверных количествах, это аукнется инфляцией (12)

  • Мы не успели подготовиться к новой волне кризиса
  • Поспешное ослабление ограничений было ошибкой
  • Безработица будет расти за счет угасания туризма и ресторанов
  • Рынок недвижимости перегрет, такого еще никто не видел

Эстония вливает немалые средства в спасение своей экономики. Многое ли было спасено? Что можно было сделать по-другому? Чем может обернуться для экономики и людей привычка находиться в самоизоляции? Выйдем ли мы из этой ситуации более сильными?

Тему прокомментировал в студии Rus.Postimees эксперт по экономическим вопросам, предприниматель Райво Варе.

Фрагмент беседы:

– Весь год правительство пытается спасать экономику, вливая деньги и занимаясь тушением очагов. Многое ли было спасено? Стоило ли это делать?

– Мы не спасаем экономику, а пытаемся поддержать ее в трудный момент. А спасаем конкретных субъектов, конкретные отрасли, конкретных потребителей и людей.

– Удалось ли нам спасти туристический и ресторанный бизнес?

– Конечно же, нет! Да, и можно ли усилиями маленькой страны внести какие-то изменения в события глобального масштаба? Это первый кризис начиная с 1870 года, с которого ведет учет Всемирный банк, причем самый обширный и четвертый по глубине.

Предыдущие кризисы были связаны с двумя мировыми войнами и периодом Великой депрессии. Финансово-экономические кризисы 2008-2009 года были намного мельче.

Нынешний кризис по охвату вне конкуренции. Он задел 192 страны. Даже во время мировых войн охват был намного меньше. В Эстонии можно принять только те меры, которые помогут избежать худшего.

Главное – суметь сделать что-то, что помогло бы выйти из этой спирали кризиса с новым ускорением.

– Что же это?

– За год коронакризиса стало очевидно, что самые первые меры – выплаты предпринимателям, компенсации по зарплатам – были своевременными и правильными. Они помогли сгладить первый негативный эффект и сдержать огромный спад.

Летом мы что-то упустили и не успели подготовиться к новой волне кризиса.

Мы надеялись, что быстро появятся вакцины, ограничительные меры дадут больший эффект и не подозревали, что новая, осенняя волна вновь окажется такой масштабной – масштабнее, чем предыдущая волна.

Можно было бы опираться на исторический опыт. Нынешнюю эпидемию многие сравнивают с «испанкой», которая вспыхнула 103 года назад. И тогда наблюдались похожие процессы.

И даже ошибки мы сейчас повторяем те же самые, что и во времена «испанки». Например, ослабляем ограничения как только ситуация чуть-чуть улучшается.

И сразу же начинается новый виток заболевания. Такой сценарий в течение этого года повторился уже дважды.

Понятно было, что туризм обрушится. Нужно было сохранить только минимальный уровень поддержки, чтобы сильные выжили. Очевидно же, что вытянуть из кризиса всех не удастся.

Банк Эстонии сказал, что будет расти безработица, прямо указав на туристический и ресторанный бизнес.

Безработица будет расти за счет туристического сектора и ресторанной индустрии, несмотря ни на какие меры поддержки.

Боюсь, что мы упустили время для принятия решений.

Привыкание к поддержке со стороны государства – это опасно. Иждивенец не очень креативен.

– Сейчас все ждут очередного вливания денег. К чему это может привести? Не собьемся ли мы на путь Греции?

– До Греции нам еще расти и расти. Начиная с независимости 1826 года это государство семь раз становилось банкротом. В Эстонии удельный вес госдолга составляет 18%. Государство только что выпустило долговые обязательства на 400 млн долларов. Нет проблем, так как долг составит всего 18,9%.

Наращивание долга станет опасным тогда, когда занятые деньги пойдут не на экстренную помощь сегодняшнего дня и развитие, а на потребление.

Не дай бог кто-еще вернется к идее гражданской зарплаты. Это уже будет опасно! Из такой спирали не выйти. Здесь появляется эффект иждивенчества.

Для прогресса нужен кризис. Именно во время кризиса должны закладываться семена нового развития.

– С одной стороны, появляется эффект иждивенчества. С другой, люди всё чаще не могут свести концы с концами. Сейчас многие готовы забрать из фондов пенсионные накопления, чтобы за их счет покрыть  текущие долги...

– Увы, это так.

– Расслоение общества увеличится?

– В кризисы расслоение всегда увеличивается. Каждый кризис в истории человечества приводил к тому, что беднело большее количество людей, а какая-то горстка баснословно богатела. В европейском обществе расслоение менее заметно.

– Как объяснить то, что на фоне бесконечных попыток спасения экономики и растущей безработицы цены на недвижимость растут?

– Я не припомню, чтобы даже накануне предыдущего кризиса в 2005-2006 году цены росли бы так быстро. Такого не видели даже опытные специалисты. Порой проводятся аукционы на едва начатых стройках, квартиры уходят по баснословным ценам.

– Чем это обусловлено?

– Деньги печатаются в неимоверных количествах. Такого раньше никто не видел. Рано или поздно это аукнется инфляцией.

Сейчас пока этого не происходит, поскольку деньги абсорбируются в финансовой сфере. 

Подробнее в повторе!

Студия Postimees: спасет ли экономику массовая раздача денег? / Одежда ведущей: LeSaar Atelier
Студия Postimees: спасет ли экономику массовая раздача денег? / Одежда ведущей: LeSaar Atelier Фото: Andres Haabu / Postimees/Scanpix Baltics
  • Весь год правительство пытается спасать экономику, вливая в нее деньги и занимаясь тушением проблемных очагов. Многое ли было спасено? Стоило ли это делать?
  • Сейчас предприятия ждут очередного вливания денег. К чему это может привести? Не собьется ли Эстония на путь Греции?
  • К чему приведет бум на рынке недвижимости?
  • Не пора ли распрощаться с туристическим бизнесом? Выживет ли ресторанный? 
  • На фоне коронакризиса все больше желающих забрать пенсионные накопления из II ступени. Не приведет ли это к разрушению пенсионной системы?

Одежда ведущей: LeSaar Atelier 

Наверх