Тему прокомментировала в студии Rus.Postimees заместитель генерального директора Трудовой инспекции Меэли Мийдла-Ванаталу.
– Действительно ли Трудовой инспекции приходится разгребать жалобы на новые мошеннические схемы, используемые в процессе оформления компенсаций?
– К нам обращаются и работники, и работодатели с вопросами о соответствии критериям для получения компенсаций по зарплате, один из которых – сокращение зарплат минимум на 30%.
– Насколько законно во второй раз в течение коронакризисного года снижать зарплату на 30%? Неужели нашлись такие работодатели, которые в промежутках между двумя якобы временными сокращениями зарплат их больше не поднимали?
– Есть два законных варианта. Согласно первому, работодатель может уменьшить зарплату по согласию сторон. Суть второго варианта сводится к тому, что на основании статьи 37 Закона о трудовом договоре работодатель вправе уменьшить зарплату работника в одностороннем порядке, но только на три месяца в течение года. Если работодатель пытается дважды в год снизить зарплату на 30%, в промежутке ее не повышая, – это нарушение закона.
Если зарплаты урезаны на срок более трех месяцев в течение года, у работника есть право востребовать недополученные деньги.
– А если это было сделано по соглашению сторон? Можно ли будет предъявить претензии работодателю?
– Очень трудно. Если работник сам поставил свою подпись под изменением договора, о чем он будет спорить?
– Много ли нашлось таких работодателей, которые урезав на 30% зарплату прошлой весной, не повысили ее по окончании выплат из Кассы страхования от безработицы и теперь снова сокращают ранее урезанную зарплату на 30%, чтобы опять претендовать на компенсации?