Cообщи

Украинский рабочий: не ожидал такого от Эстонии, мне пришлось жить на вокзале (30)

Copy
Сентябрь 2019 года, строители заканчивают реконструкцию здания в Нарве, где сейчас работают Дом эстонского языка и мультимедиа-центр Objekt.
Сентябрь 2019 года, строители заканчивают реконструкцию здания в Нарве, где сейчас работают Дом эстонского языка и мультимедиа-центр Objekt. Фото: Николай Андреев

Временным иностранным рабочим зачастую сложнее отстаивать свои права, если возникает спор с работодателем. 9% всех жалоб в комиссии по трудовым спорам в Эстонии поступает именно от иностранных работников. В большинстве случаев это украинцы. Случается, что из-за отсутствия денег они попадают в тяжелые ситуации.

Президент “перерезала ленточку”, а строители еще добиваются денег

Дмитрий Цонда строил в Нарве здание, где располагается в том числе Дом эстонского языка и мультимедийный центр Objekt, который торжественно открывала президент Керсти Кальюлайд. Дмитрий, его отец Анатолий и еще около десяти украинских строителей до сих пор добиваются от работодателя - компании Harala - заработанных здесь денег.

“Трудовая комиссия присудила мне 15 с лишним тысяч, а отцу - 13”, - говорит Дмитрий.

В комиссии по трудовым спорам представитель работодателя не согласился с претензиями, сообщив, что фирма выплатила даже больше, чем была должна.

По словам Дмитрия, сроки горели, и строители серьезно перерабатывали. Работали иногда по 12-13 часов, и зарплаты получались по 1800 - 2000 евро. Документы, в которых прораб отмечал отработанные часы, строитель аккуратно собирал, хотя первые месяцы никаких проблем с оплатой не было. Но затем работодатель стал выплачивать не всё, говоря, что фирме не платят заказчики, поэтому денег не хватает. Рассчитаться обещал чуть позже.

“У нас были деньги, и моя младшая сестра училась на Украине, получала высшее образование, - рассказал Дмитрий. - Из-за того, что он нам не заплатил, но подал надежду, сестра теперь работает здесь. Она оставила учебу”.

По словам Дмитрия, подобных проблем с другими работодателями у него не было, но и он после этого случая стал осторожнее.

Строитель: уже второй работодатель недоплачивает

Александр с Украины рассказал, что работал на стройке в Тарту, в Proveton OÜ. Строитель рассказывает, что его начальник Рагнар не рассчитался с опозданием на неделю и дал на 900 евро меньше, чем договаривались, а остальное обещал выдать позже. Вскоре Александру пришлось просить родственников отправлять ему деньги на еду и жилье.

Нанимавший Александра Рагнар с претензиями не согласен и говорит, что у него на руках есть документ с подписью Александра, согласно которому всё, что причитается, строитель получил. А после этого, говорит бывший работодатель, он даже помог строителю найти следующую работу.

“Для меня самое главное, чтобы я заплатил тем, кто продает мне материалы, и заплатил тем, кто работает в фирме. Если он чувствует, что я не дал ему денег, пусть звонит мне. Но это неправда”, - сказал Рагнар.

Он рассказал, что уже два или три года постоянно нанимает строителей с Украины, и впервые с одним из них произошел скандал с привлечением прессы.

Александр рассказывает, что теперь и следующий работодатель из Таллинна начал ему недоплачивать.

“Честное слово, я думал, только в Польше такое бывает, - сказал Александр. - Говорили мне, что в Польше бывает. Но я не думал, что в Эстонии тоже бывает. Я как-то считал Эстонию более порядочной страной. Глубоко обидно, что я разочаровался. Такие люди позорят Эстонию. Работу сделал - отдайте деньги!”

“Я два дня на автовокзале жил. Я серьезно говорю, - добавляет строитель. - У меня вообще ничего не было, пока брат мне не перекинул на польскую карточку 25 евро”.

Просить работодателя или жаловаться на него?

Первый орган, куда Александр думал жаловаться - это полиция. Но, рассудил строитель, там вряд ли помогут. В комиссию по трудовым спорам Александр решил не обращаться. Разрешение на работу временное, объяснил он, возможно, придется вернуться на родину, и тогда участвовать в разбирательстве он всё равно не сможет. Не явиться на комиссию - всё равно, что признать свою неправоту, считает он.

Дмитрий в полицию обратился, там удивились, что проблемы возникли на таком известном объекте, но этот вопрос был не в компетенции полиции. Дмитрий вместе со своим отцом Анатолием обратились в комиссию по трудовым спорам, и комиссия вынесла решение в их пользу. После этого, говорит Дмитрий, работодатель выдал половину отпускных, которые был должен. Но затем работодатель оспорил решение комиссии в суде, и судебного решения пока нет.

По словам Дмитрия, другие его коллеги по нарвскому объекту не стали жаловаться, надеясь уладить вопрос миром. Теперь некоторые хотели бы подать жалобу, но закрытые границы всё осложняют.

Кайре Саареп, заведующая отделом профилактики Трудовой инспекции, считает, что иностранные рабочие не хотят жаловаться в государственные органы, поскольку у себя на родине привыкли, что толку от этого немного:

“Трудно сказать, подвергаются ли украинцы большему риску мошенничества со стороны работодателей, чем местные жители, но стоит отметить, что они часто работают на стройках, где больше споров. Иностранцам, безусловно, сложнее ориентироваться в законах чужой страны. Телефон доверия Трудовой инспекции показывает, что сотрудники не доверяют государственным органам в такой степени, как местные жители (плохой опыт работы в своей стране). Возможно, и работодатель меньше опасается последствий, так как местный житель лучше защищает себя”.

Кроме того, хотя подать жалобу можно самостоятельно и бесплатно, заявление можно заполнить только на эстонском языке. Уже для этого требуется помощь если не юриста, то хотя бы местного жителя.

Но анонимно проконсультироваться у юриста Трудовой инспекции работники могут и на русском языке - по телефону 640 6000 или по адресу jurist@ti.ee. Есть также русскоязычная видео-инструкция для тех, кто хочет обратиться в комиссию по трудовым спорам.

Большинство жалоб поступает от рабочих с Украины

По информации Кайре Саареп, за прошлый год комиссии по трудовым спорам рассмотрели 297 дел, связанных с иностранными работниками - это 9% всех трудовых споров в Эстонии. Дела касались 152 компаний, в большинстве случаев - из Харьюмаа.

“Рабочие, вовлеченные в трудовой спор, были в основном из Украины, но также из Грузии, России, Туркменистана, Латвии, Литвы и пару раз - из Индии”, - добавляет чиновница.

Большинство претензий касалось неполной выплаты зарплаты. Претензии работников к работодателю были удовлетворены полностью или частично по 81 делу на общую сумму 413 тысяч евро. Было отклонено 22 заявления, не принято 21 заявление, а в 23 случаях заявитель не явился на заседание комиссии. В 11 случаях работник отозвал заявление.

На иностранных рабочих жаловались и работодатели - 48 раз, в основном, из-за ущерба, который работник нанес предприятию.

Наверх