Жестокие преступники, виновные в десятках тысяч смертей, останутся сидеть в Тартуской тюрьме (8)

Copy

В Тартуской тюрьме сидят трое жестоких военных преступников из бывшей Югославии, которых направил сюда военный трибунал в Гааге. Вероятно, они будут отбывать здесь наказание до конца своей жизни, сообщает программа Kanal 2 "Kuuuurija".

Драгомир Милошевич, Милан Мартич и Милан Лукич, также известный как Мясник, в мировом понимании - жестокие военные преступники, убившие тысячи людей. Все трое - сербы из бывшей Югославии, сыгравшие значительную роль в югославской войне. Милан Мартич, например, был последним президентом Республики Сербская Краина. Сегодня этой страны больше нет, и теперь это - Республика Сербия.

Мартич боролся в 1990-х годах за сохранение своего непризнанного государства и был обвинен Гаагским военным трибуналом в убийствах, пытках, разрушении городов и деревень и этнических чистках.

Мартича обвиняли и в ракетном обстреле города Загреб, который сегодня является столицей Хорватии. Мартич выступал за независимость Сербии, и в этой югославской войне в 1990-е годы погибли десятки тысяч людей, а более 600 000 человек потеряли свои дома и стали беженцами.

Второй человек, сидящий в Тартуской тюрьме, Драгомир Милошевич, командовал армией республики Сербская Краина, которая в течение трех лет держала в осаде город Сараево.

Третий человек, Милан Лукич, также известный как Мясник, возглавлял военизированное подразделение под названием «Белые орлы», которое совершало преступления против человечности в отношении местных мусульман в Боснии и Герцеговине. Военные преступления Лукича заключаются в основном в убийствах боснийских мусульман, включая женщин, детей и стариков, в районе Вышеграда.

Эти люди были оказались в Тартуской  тюрьме благодаря тому, что наш тогдашний министр иностранных дел Урмас Паэт заключил с Гаагским военным трибуналом соглашение, по  которому военные преступники, осужденные в Гааге, могут отбывать наказание в том числе и в тюрьмах Эстонии.

Важно также отметить, что в Сербии эти трое являются национальными героями и борцами за свободу, и, вероятно, именно поэтому Гаагский трибунал не отправил их отбывать наказание у себя на родине.

В начале этого года, 9 февраля, в Тартуском уездном суде состоялось слушание, на котором обсуждалась возможность досрочного освобождения Драгомира Милошевича и Милана Мартича из тюрьмы. Прозванный Мясником Милан Лукич отбывает пожизненное заключение, и ходатайствовать о досрочном освобождении пока не может. Однако двое остальных имеют право на досрочное освобождение и электронный надзор, и хотят вернуться на родину. Но эстонский суд им такой возможности не предоставил.

Урмас Рейнсалу - бывший министр юстиции - говорит, что, к сожалению, не всех преступников можно измерить одним аршином. Он объясняет, что если сербских военных преступников отправить домой, существует риск того, что они как национальные герои будут освобождены там от отбывания наказания.

"Тяжесть их преступлений привела к большим страданиям и гибели гражданского населения. Я уверен, что эстонский суд должен в первую очередь взвешивать решение международного суда, и я не думаю, что стоит их необдуманно выпускать. Если их и освободят, то логично, что они вернутся в Сербию, а для сербского общества это болезненные полемические темы, в рамках которых им скорее сочувствуют, а не осуждают", - объясняет Рейнсалу.

На февральских слушаниях Тартуский уездный суд также огласил мнение Тартуской тюрьмы о том, что делать с военными преступниками, которые сидят здесь уже десятилетия. Поскольку у сербов нет места жительства в Эстонии и права на проживание здесь, в тюрьме сочли, что в случае досрочного освобождения их нужно будет обязательно выслать обратно на родину.

Если эстонский суд решит досрочно освободить сербских военных преступников, он должен  будетзапросить мнение Гаагского военного трибунала. В данном случае трибунал также не был согласен с освобождением этих людей.

Но как минимум один человек не согласен с Рейнсалу и приговором сербам - юрист Индрек Пыдер, который в качестве представителя защиты участвовал в более чем сотне судебных процессов, касавшихся досрочного освобождения.

Индрек Пыдер считает, что если сегодня заключенный-эстонец имеет право быть освобожденным досрочно под электронный надзор, то и сербы также должны иметь такое право.  Юрист уверен, что в данном случае с сербами обращаются неравно по сравнению с эстонским населением.

По словам Пыдера, эстонское законодательство напрямую не запрещает иностранный электронный надзор за досрочно освобожденным заключенным. Однако наша страна никогда не использовала такую ​​возможность.

Смотрите сюжет программы Kuuuurija на русском языке полностью.

Наверх