Практически каждый пятый человек воспользовался возможностью выхода из второй пенсионной ступени. Анализ Министерства финансов показывает, что вторую ступень спасло, прежде всего, снижение комиссий в последние годы и выход на рынок индексных фондов, пишет Postimees.
Момент истины второй пенсионной ступени настанет после лета
Даже Eesti Pank не мог предвидеть такой ажиотаж: если еще в начале недели в прогнозе предполагалось, что количество вышедших из второй ступени останется на уровне 130 000 человек, то в итоге ее покинули более 170 000 человек. По текущим подсчетам, в сентябре они унесут с собой из второй пенсионной ступени 1,3 млрд евро.
Министр финансов Кейт Пентус-Розиманнус критически относится к выходу из второй пенсионной ступени. «Жалко тех, кто покидает ее, потому что отказ от накопления пенсионных денег никому не принесет более благополучной пенсии, но сделает ее для многих более недоступной», - сказала министр.
На самом деле количество покидающих ступень в ближайшие месяцы может существенно измениться: до конца июля заявка может быть отозвана. На сегодняшний день уже отозвано 1800 заявок. Отчасти потому, что те люди, достигшие зрелого возраста, когда нужно подождать еще немного времени, и тогда они смогут забрать деньги на более льготных условиях. В то время как обычный забирающий средства должен платить государству 20 процентов, люди предпенсионного возраста должны платить только 10 процентов. То есть, им стоит немного подождать и тогда они смогут получить на руки бОльшую сумму своих накоплений.
Наибольшее количество отказавшихся было среди лиц в возрасте от 35 до 49 лет, они составляют 48 процентов от общего числа покинувших вторую ступень. «Опять же, среди лиц младше 30 лет меньше забравших деньги, чем среди старших возрастных групп. Тут, вероятно, играет роль то, что накопленные молодыми суммы менее привлекательны, а также тот факт, что молодые люди в целом больше разбираются в инвестиционных вопросах, чем старшее поколение», - отметила Кейт Пентус-Розиманнус.
Банки: коронавирус дал толчок
Также, возможно, некоторые люди решили подождать с выводом денег, пока банковские пенсионные инвестиционные счета (PIK) действительно не заработают: тогда будет видно, предлагают ли они хорошую альтернативу снятию денег. Плюс таких счетов заключается в том, что на счет по-прежнему поступает четырехпроцентный социальный налог, как в случае второй ступени, но пользователь сам решает, куда направить средства. Заявки уже можно подавать, но деньги можно будет начать класть туда только в сентябре.
«Цифры Luminor соответствуют всей рыночной ситуации, и активность людей в последние дни не вызывает особого удивления», - сказал Карель Ханни, пресс-секретарь Luminor. Другими словами, количество тех, кто покидает вторую ступень, составило менее трети от общего объема фонда.
Председатель правления LHV Varahaldus Вахур Валлисту сказал, что, хотя количество уходящих очень велико, их число все равно составит меньше 200 000 человек, как и прогнозировало Министерство финансов осенью прошлого года. «Несомненно, число большое, но я верю, что все управляющие фондами готовились к несколько более высокому проценту, поскольку пандемия повлияла на доходы многих», - сказал Валлисту.
Причин, почему люди забирают деньги, много. По словам Пеэтера Шамардина, менеджера по развитию бизнеса SEB Varahaldus, декабрьский опрос показал, что причин в целом три: «Некоторые хотят за счет выведенных средств улучшить свои условия жизни, другие хотят использовать средства для частичного или полного покрытия иных финансовых обязательств, третьи обещают себе инвестировать эти деньги». Шамардин признал, что на самом деле их банк был готов к большему числу желающих забрать деньги.
«При общении с клиентами мы увидели, что основная причина - это желание инвестировать самостоятельно, частично для того, чтобы погасить предыдущие обязательства, также есть определенное недоверие к государству и системе. Однако зачастую под инвестированием люди понимают не вложение денег во что-то, стоимость чего может со временем увеличиваться, а скорее запланированные расходы на уже имеющиеся активы, которые со временем теряют ценность, такие как ремонт дома или новая машина», - добавил Валлисту. Он добавил, что, к сожалению, такой подход не привет к тому, что в дальнейшей жизни люди будут справляться со своей жизнью на пенсии.
Инвесторы индексных фондов довольны жизнью
Анализ, проведенный Министерством финансов, показывает, что меньше всего покинуть пенсионную ступень хотелось людям, которые вложили деньги в индексные фонды. По сравнению с другими фондами, у LHV Index и Tuleva был наименьший отток денежных средств и клиентов. Индексные фонды вышли на пенсионный рынок Эстонии в 2016–2017 годах: индексные фонды значительно дешевле нежели активно управляемые фонды, а более низкие комиссии первых перекинулись и на остальные фонды. Удовлетворенность владельцев индексных фондов можно объяснить развитием фондового рынка в последние годы: например, индекс S&P 500, который часто является основным компонентом индексных фондов, только за последние три года вырос на 50 процентов - результат лучше, чем у многих отдельных акций.
Согласно этой логике, больше всего недовольны клиенты пенсионного фонда SEB Energiline: по данным Министерства финансов, оттуда уходит до 34 процентов денег. Это активно управляемый фонд с более высокими комиссиями. Здесь можно спекулировать о причинах неудовлетворенности, но, возможно, причина в том, что фонд не показывал хорошие результаты до 2019 года, а его показатели в целом сопоставимы с показателями индексного фонда с более низкими комиссиями.