Cообщи

Урве Эслас: ластик императора

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Урве Эслас
Урве Эслас Фото: Pm

В211 году старший сын римского императора Септимия Севера, Каракалла, убил своего брата Публия Септимия Гету, который лишь за пару месяцев до этого занял рядом с ним свое место на троне, и приказал стереть его имя и память о нем из истории — тогда это были каменные плиты, монеты и скульптуры.

Спустя 1800 лет, помимо этого факта, мы мало что помним о стершем историю Каракалле , однако знание об убитом Гете отпечаталось в памяти людей с той же силой, с которой Каракалла тогда пытался вытравить его имя из камня.

Damnatio memo­riae (лат. проклятие памяти, предание забвению) — это особая форма посмертного наказания, применявшаяся в древнем Риме. Цель такого наказания состояла в том, чтобы изменить историю, изменив исторические носители.

Возможно, если бы не вмешательство Каракаллы, мы уже забыли бы эту античную историю Каи­на и Авеля, однако именно вытравленные из каменных плит буквы привлекли повышенное внимание исследователей.

То, что попытка стереть произошедшее и тем самым изменить историю обречена на провал, подтвердили и другие попытки damnatio memoriae, более современные, из прошлого столетия, тоже потерпевшие фиаско.

Каждое стирание оставляет след, и этот след зачастую сильнее того, что мог бы оставить стертый персонаж. Если не в глазах современников, то с точки зрения историков — наверняка. И историкам это должно быть хорошо известно. Незаметно удалить информацию из Интернета так же трудно, как вытравить из камня, особенно если это каменная плита, повествующая об императоре, или стена министра в Facebook.

Возможно, никто не обратил бы внимания на критику Лаара в адрес торгового соглашения по борьбе с контрафакцией (Anti-Counterfeiting Trad­e Agreement — ACTA), тем более что он всего-то и написал, что относится к этому «с глубоким сомнением», однако факт удаления обсуждения с сайта и последовавшее этому странное оправдание, «просто место закончилось», вызвали шквал эмоций, которые распространились в мгновение ока.

Чтобы представить происходящее сейчас в социальных сетях, можно вообразить пороховые бочки, расположенные концентрическими кругами, и спичку, падающую на среднюю бочку.

Явление, аналог которого в нынешнем веке именуется эффектом Стрейзанд. Это своего рода феномен, выражающийся в том, что попытка удалить определенную информацию из Интернета приводит лишь к ее более широкому распространению.

Каракалла вписал свое имя в историю тем, что пытался стереть из истории своего брата. Боюсь, что Лаару, несмотря на обещание «намылить шею администратору», придется приложить немало усилий, чтобы не запомниться в качестве политика, пытавшегося стереть Интернет.

В опубликованной пару лет назад книге «Delete» Виктор Майер-Шенбергер пишет, что стереть что-то из памяти в дигитальную эпоху становится все труднее, и это превратилось в благо, которого нужно вновь достигать. Проклятие памяти в современном мире может означать и неспособность забывать.

Ключевые слова

Наверх