Пьяное вождение в Эстонии сродни национальной забаве и традиции - примерно как пение в караоке или ныряние в снег после бани. Редкий день не начинается с полицейской сводки, в которой число задержанных за предыдущий день водителей в состоянии алкогольного опьянения не исчислялось бы десятками.
Лицо недели ⟩ Самый гуманный суд в мире? (4)
На этой неделе как минимум один из нарушителей, составляющих эту статистику, оказался лицом медийным, причем вдвойне.
Майре Аунасте прекрасно известна зрителям эстонских телеканалов - она вела множество передач, была репортером "Актуальной камеры". Кроме того, она вела передачу на Vikerradio, была главным редактором таблоида Kroonika. В общем, речь идет о самом что ни на есть бомонде, сливках эстонской журналистики.
Плюс ко всему она еще и политический деятель - член "Отечества" и депутат XIII созыва Рийгикогу.
Степень алкогольного опьянения, установленная у нее при задержании, составила аж 2,5 промилле. Это не бокал вина за обедом, не остаточные явления после вчерашней вечеринки: это, как говорится, в хлам.
Не 3,51 промилле, конечно, установленные у виновника смертельной аварии на Сааремаа, но тоже весьма опасное содержание. В конце концов, лихуласкому стрелку Микку Таррасте потребовалось и того меньше, чтобы, протаранив машины и стену заправочной станции, устроить безрассудную гонку, закончившуюся трагедией.
Случай с Аунасте, к счастью, закончился благополучно благодаря бдительным согражданам: ее неуверенная манера вождения была замечена еще на парковке, и вскоре женщину задержали и препроводили в арестный дом протрезвиться.
Решение суда стало известно уже через день: полгода условно и лишение водительских прав на три месяца.
Уголовное наказание, напомним, начинается с отметки в 1,5 промилле. Если пофантазировать, суд мог, исходя из норм закона, отобрать права максимально на срок до трех лет. Да и даже если бы права были отобраны на шесть месяцев, затем потребовалась бы передача экзамена по вождению.
В широком смысле речь здесь даже не идет о том, заслуживает ли Майре Аунасте таких мер, хотя, признаться, настораживает тот факт, что для нее это не первый инцидент с нетрезвым вождением. Проблема видится скорее в том, что подается сигнал: пьяное вождение - штука, в общем, обыденная.
Один из способов воспрепятствовать вождению в нетрезвом виде - ужесточить меры наказания. Если люди будут знать, что наказание за вождение в нетрезвом виде влечет за собой суровые кары даже после первого нарушения, они, скорее всего, дважды подумают, прежде чем сесть за руль пьяными.
В данном же случае известное медийное лицо подает явный пример того, как надраться в стельку, сесть за руль, поцарапать чужую машину на парковке и отделаться условным сроком и тремя месяцами катания на такси. Выражаясь словами самой героини этой рубрики: "Tõesti, mul pole mitte midagi öelda" (Мне правда нечего сказать - прим. ред.).