По словам руководителя начавшей работать год назад эстонской платформы договоров найма Rendin Алайна Ауна, они за относительно короткий период времени столкнулись с довольно примечательными случаями.
Платформа Rendin, привлекшая в декабре 1,2 миллиона евро, начала свою деятельность в марте прошлого года. Это платформа, которая позволяет в мобильном приложении заключить дигитальный договор найма и, в сотрудничестве с Ergo Kindlustus, предлагает наймодателям защиту от должников или имущественного ущерба, а нанимателям - возможность переехать в новый дом без залога, пишет Postimees.
Основателями компании являются Алайн Аун, Майко Салуорг и Алар Мяэранд. Аун отметил, что они стартовали в прошлом году незадолго до объявления чрезвычайного положения из-за коронапандемии, что вызвало дополнительные проблемы. Но сейчас они уже расширились на Польшу, и в Эстонии появилось значительное количество пользователей платформы.
Были и более сложные случаи с квартиросъемщиками. Например, недавно платформе пришлось иметь дело со случаем, когда наниматель причинил квартире такой ущерб, что затраты на ремонт составили более 5000 евро. Кроме того, квартиросъемщик использовал поддельный документ и разыскивался полицией.
- Как для Rendin прошел первый год?
- Мы вышли на рынок 10 марта 2020 года, то есть за два дня до объявления чрезвычайного положения. Все стало очень захватывающим. Уже в первые дни мы столкнулись с подавляющим большинством проблем, с которыми в обычной ситуации мы столкнулись бы через 6-12 месяцев. На третий день с момента выхода на рынок один съемщик сбежал за границу и бросил квартиру. Он сказал, что в Сингапуре у него беременная жена, туда последний самолет летел из Хельсинки, и он уехал.
- Как именно чрезвычайная ситуация повлияла на вас?
- В начале мы пережили небольшую паническую атаку. Никто не знал, что может случиться и какие неприятности могут возникнуть. Наше первое ценностное предложение немного отличалось с технической точки зрения. Первые четыре-пять недель мы потратили на анализ всей ситуации и немного изменили структуру страхования. Примерно через месяц после старта мы убедились, что наш продукт относительно антикризисный. Были исключены самые большие риски.
Мы - стартап, то есть сегодня мы не можем получить прибыль какой-то уловкой. Мы сжигаем в месяц в десятки раз больше денег, чем зарабатываем.
- Как вы опишите свой продукт?
- Мы не продаем страховку напрямую, но мы создали услугу по заключению договоров найма. Это управление отношениями между двумя частными лицами. Можно сказать, что мы даем гарантии, а риски застрахованы ERGO. В этой ситуации Rendin является страхователем.
- Другими словами, когда человек начинает сдавать квартиру, находит съемщика, затем обращается к вам и заключает договор через вашу платформу?
- Да, на нашей платформе можно заключить договор.
- И оплата тоже идет через вас?
- Нет. В будущем мы, конечно, сможем выступать посредником в платежах, но разработка этого - очень ресурсозатратное мероприятие.
- Планируете ли вы добавить на платформу и объявления об аренде?
- Нет. Простой ответ - арендный бизнес хорошо налажен. В каждой стране есть стандартные порталы, и их бизнес отличается от нашего. Мы создали интеграцию с Kinnisvara24. Там можно разместить объявление так, чтобы в нем было наше предложение. По объявлению человек может непосредственно подать заявку на то, чтобы стать съемщиком.
Если мы получил от съемщика личный код, мы за секунду проверим его бэкграунд. И тогда он получает зеленую или красную отметку. Людям с красной отметкой нет смысла показывать квартиру, поскольку мы не можем заключить с ними договор. У этих людей разное прошлое. У некоторых более высокий платежный риск.
/nginx/o/2021/04/09/13720612t1hb7e5.jpg)
- Почему вы решили создать такую платформу?
- Мы посчитали, что трое создателей Rendin были квартиросъемщиками 28 раз в восьми странах. И двое из нас были наймодателями. Я был раньше, сейчас уже нет.
- У вас был негативный опыт?
- Два раза я оставался без залоговой суммы. Один раз в Эстонии, второй раз в Брюсселе. Мой единственный опыт в качестве наймодателя был очень негативным. Поскольку это не было моей основной деятельностью, я доверился человеку. Это было во времена, когда еще были бумажные счета и интернет не был так распространен. В какой-то момент я получил от инкассо сообщение, что человек не оплачивал коммуналку полгода. Я понял, что денег у него нет. Я сказал, чтобы он хотя бы покрыл коммунальные расходы. Все это закончилось довольно большим ущербом.
- Планируете Rendin продвигать и за границей?
- Да, мы начинаем работать в Польше, фактически уже начали. Там еще есть некоторые технические вопросы, которые активно решаются. Цель этого квартала — создать для Польши функционирующий полностью автоматизированный процесс.
В Эстонии около 100 000 съемных квартир, в Польше — 2,5 миллиона. Понятно, что мы не разрабатывали продукт только для Эстонии.
- У вас есть прейскурант на сайте, в котором указано, что вы берете 2,5 процента от арендной платы. Это вообще окупается с финансовой точки зрения?
- Можно сказать, что условная средняя квартира в Эстонии - 500 евро. Мы взимаем 2,5 процента от ежемесячной платы.
- Это окупается?
- Мы - стартап, то есть сегодня мы не можем получить прибыль какой-то уловкой. Мы сжигаем в месяц в десятки раз больше денег, чем зарабатываем. Если мы говорим о прибыльности в долгосрочной перспективе, мы видим, что можно построить процесс, в котором цена может составлять 1–1,5 процента вместо 2,5 процента. И это было бы выгодно.
- На своей странице вы утверждаете, что предлагаете «самый безопасный договор найма в мире». Это очень смелый лозунг.
- Но так и есть. Если мы посмотрим на защиты, мы даем в качестве защиты платежей трехмесячную арендную плату плюс коммунальные услуги. Что касается имущества, мы обеспечиваем стократную арендную защиту, т.е. если арендная плата составляет 500 евро, то имущество против причиненного нанимателем ущерба защищено на сумму в 50 000 евро. Кроме того, есть защита на расходу на юридическую помощь.
- У вашего приложения в магазине Google Play довольно низкий рейтинг. По какой причине и как планируете это исправлять?
- Система, которые мы создаем, - сложная, а путь — долгий. Мы благодарны нашим первым пользователям, которым часто приходилось мириться с этим сложностями, которые сопровождали разработку продукта.
Эти проблемы есть еще и сейчас. Мы хотим двигаться дальше как можно быстрее. Следует учитывать, что мы стартовали в марте прошлого года с шестью людьми. Мы создали сложный страховой продукт, приложение и портал интеграции. Сейчас у нас в команде 15 человек, и в ближайшем будущем их количество увеличится до 20. Каждое решение принималось таким образом, чтобы процесс проходил максимально быстро.
Если посмотреть, сколько жителей Эстонии берут быстрые кредиты, финансовое поведение не на очень хорошем уровне.
- Вы упоминали в начале случай, как съемщик со дня пропал и уехал в Сингапур. Что после этого было?
- В этом случае с помощью маклера искали нового съемщика. Мы узнали, какой ущерб был нанесен владельцу, то есть если, например, квартира пустовала пять недель, можно посчитать, сколько все это стоило вместе с уборкой квартиры, и эту сумму оплатила страховка. Хозяин ничего не потерял.
- В процентном соотношении сколько было случаев, когда человек не платил или возникали иные подобные проблемы?
- Мы разделили наш процесс на части. Если договор работает и все платежи осуществляются, мы не будем в случае каждого договора спрашивать человека, как все проходит. Если есть признаки, например, нам не выплатили плату за услугу или выплата задерживается, мы можем связаться с владельцем и узнать, как дела с выплатой за съем.
Когда съемщик перестает платить, мы пытаемся выяснить причину. Если у человека нет денег, то он не торопится решать свои дела. Если посмотреть, сколько жителей Эстонии берут быстрые кредиты, финансовое поведение не на очень хорошем уровне. Когда мы понимаем, что у человека проблемы и он не может позволить себе эту квартиру, мы начинаем искать компромисс. Куда он может переехать и что может позволить.
Несколько недель назад мы пересмотрели все случаи. В случае около 11 процентов договоров ситуация дошла до того, что мы вынуждены были предпринять активные шаги для решения вопросов. Более половину из них мы смогли решить так, что не возникло материального ущерба. Треть решили так, что достигли с квартиросъемщиком компромиссного решения по оплате. Мы можем сделать так, что мы выплачиваем всю сумму владельцу квартиры, а съемщик по частям выплачивает нам долг.
- Если говорить о более масштабном рынке, сколько людей, которые снимают квартиры, за которые они в итоге не способны платить?
- Тяжело сказать в цифрах, но могу сделать вывод по ощущениям. Мы сейчас используем для проверки человека в качестве одного из рабочих инструментов кредитный рейтинг. Тем самым мы исключаем самый большой риск на рынке, то есть человека, который не платит арендную плату частному лицу. Если говорить о недобросовестных арендаторах, вероятно, он и в других местах не платил.
Если у человека есть повторяющиеся или существующие проблемы с оплатой, мы не позволим ему войти на нашу платформу. Этот инструмент не самый идеальный, но он все же решает за нас около 80 процентов потенциальных проблем. В качестве следующих шагов мы создадим следующие слои, с помощью которых мы сможем получить по человеку более точный ответ.
Если учитывать, что никто под елкой не живет, то и те, кого мы не пускаем на нашу платформу, находят себе съемное жилье. Я бы сказал, что около 15 процентов людей, которые хотят присоединиться к нашей платформе, мы не пропускаем. Но они являются квартиросъемщиками где-то в другом месте.
- Какие самые серьезные случаи с квартиросъемщиками у вас были?
- Мы видели очень плохое поведение и проблемных людей. Недавно у нас был один примечательный случай. Человек снял новую квартиру в новом доме. Оттуда поступали сообщения, что постоянно проводятся вечеринки. Договор был прекращен, съемщик съехал. После этого во всей квартире пришлось делать ремонт. Были повреждены все стены, диваны, ковры, шторы и кухонная мебель. Арендная плата составляла около 700 евро. В обычных случаях залог был бы таким же. Однако общий ущерб составил около 5300 евро.
У этого дела есть и обратная сторона — продолжается уголовное производство. Поэтому подробно говорить об этом нельзя, но человек снял квартиру по поддельным документам. Кроме того, квартиросъемщик разыскивался полицией за оборот наркотических веществ в большом количестве. Мы предприняли юридические шаги, но деньги не получили.
- Вы будете подавать в суд на квартиросъемщика?
- Да, наш юрист уже предпринят все необходимое. Мы пойдем в суд и передадим доказательства в полицию.
- На данный момент полиция поймала его?
- У меня нет информация об этом.
- Есть ли еще своеобразные примеры съемщиков жилья, с которыми вам приходилось сталкиваться?
- Вспоминается один случай, который произошел в самом начале. Была одна украинская семья, которая работала в Эстонии, и в какой-то момент они перестали платить. Они были хорошими людьми, но потом у них кончились деньги. Общалась с нами женщина. Она сказала, что муж не получил зарплату. В конце концов договор был расторгнут, и они стали недобросовестными арендаторами. Затем выяснилось, что задерживал выплаты не работодатель мужа, а он несколько месяцев пил и не выходил на работу. Он вернулся на Украину, а жена осталась одна в Эстонии.
Тогда мы предложили этой женщине консультацию по вопросам долга и помогли ей переехать к знакомым. Мы выплатили сумму, которую она задолжала владельцу, и составили для женщины график выплат. Хозяин получил нового квартиросъемщика. Украинка наладила свою жизнь, быстро выплатила долг и пришла к нам в контору с благодарностями, что мы к ней в сложной ситуации отнеслись по-человечески.