Заместитель председателя Консервативной народной партии (EKRE) Март Хельме на выходных сообщил в интервью ERR, что хочет учредить в Рийгикогу группу поддержки выхода Эстонии из Европейского Союза. Rus.Postimees попросил общественных деятелей прокомментировать эту инициативу Хельме и ее возможные последствия.
EKRE стремится выйти из ЕС ⟩ «Когда-нибудь выход из ЕС произойдет сам собой» (5)
Хельме заявил, что их главная цель — инициировать соответствующую дискуссию, поставить вопрос — куда же идет Европейский союз и куда движется Эстония в составе ЕС.
«Нужно в корне поменять отношения»
Лидер партии «Ээсти 200» Кристина Каллас сказала Rus.Postimees, что ей трудно воспринимать подобные заявления всерьез, потому что непонятна мотивация самого Хельме, и в чем состоит проблема. «Он же проблему не озвучил. Я, конечно, отношусь к этому негативно. Выход из ЕС для Эстонии не вариант, если даже кто-то может принять такое решение, это очень плохое решение», — сказала Каллас.
Каллас отметила, что наличие в Рийгикогу подобной группы точно не скажется позитивно на имидже Эстонии. «В таком случае мы будем выглядеть как государство, которое само не понимает, чего именно оно хочет. Плюс мне это кажется все-таки очень популистским шагом, чтобы опять выделиться, чтобы опять про Марта Хельме все говорили. Он вбрасывает какую-то тему, и мы потом ее обсуждаем, но это, конечно, плохой стиль политики, полушутя поднимать такие серьезные вопросы, чтобы попасть в СМИ. Это, я думаю, безответственно», — заключила она.
По словам главы Нарвского профсоюза энергетиков Андрея Зайцева, нужно не выходить из ЕС, а в корне менять отношения и подчиненность. «Я об этом тоже говорил, что мы в принципе уже не позиционируем себя как независимое государство, мы должны полностью выполнять все условия и требования, которые в Брюсселе придумываются, поэтому в этом направлении я вот так вот соглашусь. Не то чтобы прям вот кардинально сейчас заявить о выходе из Европейского союза: все это произойдет когда-нибудь, наверное, само собой», — сказал он.
По его мнению, следует в корне изменить отношения, исполнение всевозможных директив и указаний.
Зайцев отметил, что о выходе из ЕС заявляют уже многие государства. «Понятно, Великобритания уже вышла, заявляли, насколько я помню, и поляки об этом, тоже были такие предпосылки. В чьих-то глазах, конечно, это будет выглядеть некрасиво, кто-то будет молчаливо поддерживать, уткнувшись в подушку и где-то в углу спрятавшись. Сколько людей, столько и мнений. И в Эстонии в частности будет то же самое — кто-то будет высказываться за это открыто, кто-то молчаливо поддерживать дома, никому не говоря, кто-то будет открыто высказываться против», — заключил он.
Каша в голове
В связи с новым резонансным заявлением Хельме политолог Пеэтер Тайм задается двумя вопросами: почему Март Хельме совершил этот каминг-аут в апреле 2021? Почему он не принял никаких мер к подготовке процесса выхода Эстонии из ЕС будучи министром и фактически лидером тогдашней коалиции?
«Если постараться начать искать ответы на эти вопросы, можно прийти к выводу, что теперь уже оппозиционный политик Март Хельме, только бросается словами и к серьезным действиям не готов», — сказал Тайм.
С другой стороны, по мнению политолога, заявление Марта Хельме несет деструктивный характер, поскольку вступление в НАТО и в ЕС были внешнеполитическими приоритетами Эстонии начиная с 1991 года, и, что самое важное, — насчет этих приоритетов существовал полный консенсус между политическими партиями.
По словам Тайма, намерения Хельме можно будет рассматривать только после того, как он изложит план действий и программу того, что, по его мнению, будет делать Эстония после выхода из ЕС.
«Лично у меня как у гражданина Эстонии такое заявление вызывает тревогу, поскольку я неисправимый еврооптимист. Тем более меня как политолога тревожит обстоятельство, что Март Хельме сделал это заявление практически в тот же самый день, когда с требованием выхода Германии из ЕС выступила немецкая партия АдГ», — сказал он.
«Вспомните, что кричали Март и Мартин Хельме, когда европейские страны год назад начали закрывать границы. Почему Брюссель не делает ничего для того, чтобы национальные государства-члены ЕС не закрывали границы? Они против того, чтобы Брюссель нами командовал, и вдруг начали требовать от него координации действий в кризисном положении. У них в голове каша, они сами не понимают, чего хотят», — заключил политолог.