Основанное на прогнозах роста использования автотранспорта планирование не состоятельно как с точки зрения пространства, так и экологии, пишет ученый-экономист Уку Варблане. Горожанин должен иметь возможность передвигаться без машины.
Кто создает пробки на дорогах? Мы сами! (1)
Горожанин должен иметь возможность передвигаться без машины. Фирма Kantar Emor исследовала по заказу Центра мониторинга развития способы передвижения, потребности и ожидания жителей Эстонии. В исследовании рассматривались девять групп людей по привычкам передвижения, социально-демографическим аспектам и привычкам поведения. Категории людей касались жителей городов и сельских регионов. Потребности и проблемы в городах и селах сильно различаются.
В Харьюмаа модели передвижения создают более серьезные и острые проблемы из-за монофункциональных новых построек в пригороде, откуда ежедневно отправляются на машине в город. Каждый день административную границу города пересекают туда и обратно порядка 40 тысяч машин. Несмотря на новые развязки, пробки не исчезают. Каковы наиболее типичные жители городов и пригородов, как они передвигаются и что может побудить их изменить свои привычки?
Андрей/Андрес
Основное и зачастую единственное средство передвижения – автомобиль. К такому типу жителей Эстонии относится каждый десятый. Андрей-Андрес среднего возраста и живет в Таллинне в многоквартирном доме. Он специалист с высшим образованием и может быть как русским, так и эстонцем. При выборе автомобиля он считает важным низкий расход топлива, а поэтому готов приобрести гибрид, газовый или электромобиль. В будущем он не прочь изменить свои привычки.
Сейчас Андрей-Андрес зависит от своей личной (или рабочей) машины, поскольку так намного удобнее. Общественный транспорт он считает негигиеничным, его раздражают асоциалы. По его мнению, приказы, запреты, налоги или ограничения, например вывод из заторных зон дизельных машин, не заставят его изменить свои привычки. Способ передвижения изменился бы, например, если бы добираться до места назначения было крайне неудобно, если бы не было подходящей парковки или она дорого стоила бы. В то же время должна быть быстрая и удобная альтернатива.
Кертту
Она представляет примерно 15 процентов жителей Эстонии со своими привычками передвижения и поведением. Ей около 30, она живет в Таллинне или Тарту, чаще эстонка и обычно молодая мама. Кертту беспокоит окружающая среда и она учитывает это в своем поведении. Она полагает, что люди ее возраста и более молодые не считают обязательным иметь личную машину, тем более, что это уже не символ статуса.
У Кертту разнообразные способы передвижения – она ходит пешком, ездит на общественном транспорте, на поезде. Много ездит на велосипеде и делала бы это чаще, будь для велосипедистов лучшие условия и дорожки без столбов посреди дороги. Тогда она научила бы ездить на велосипеде и дочь, а пока опасается за ее безопасность.
Для выездов предпочитает поезд, куда можно спокойно пройти с велосипедом. Она идет в ногу со временем, не исключает, что в ближайшие пять лет будет пользоваться самокатом, в т.ч. электрическим, велосипедом, электромобилем, Болтом и Убером, самодвижущимися машинами, общественным транспортом и т.д.
Светлана
Живет в Таллинне одна. Галантно отзовемся о ее возрасте: вечно молодая, 50+. Таких Светлан среди нас 14 процентов. Она считает важным вести здоровый образ жизни, ценит прогулки. Поскольку Таллинн - город большой, часто пользуется общественным транспортом.
Свету устраивают автобусы, трамваи и троллейбусы, на которых можно легко добраться до нужного места. Проблемы возникают только в тех случаях, когда нужно отправиться на другой конец города, куда общественный транспорт ходит редко.
Она женщина самостоятельная, годы берут свое и в будущем основным средством передвижения для нее останется общественный транспорт.
Катрин
Живет в пригороде. Основное средство передвижения – личный автомобиль, на нем удобно отвозить детей в школу и на тренировки. Других возможностей нет или они неудобны.
Таких, как Катрин, у нас в Эстонии 6 процентов. Это возраст 35-49 лет и семья, в основном, из трех человек. Катрин не исключает, что когда дети подрастут, она может отдать предпочтение поезду или автобусу, если графики и остановки будут удобными. Совершать совместные автопоездки с соседями не удается и создает бессмысленное напряжение. В будущем Катрин не исключает приобретение электромобиля, если цены будут разумными.
Андрей, Андрес, Кертту, Светлана и Катрин составляют основной контингент Таллинна и Харьюмаа. По профилю выясняются и многие типичные барьеры и неиспользованные возможности, как избавить людей от автомобильной зависимости и приучить к другим видам передвижения. Как выясняется из исследования, четко прослеживается возрастная разница. Из экономии молодые люди принимают передвижение как услугу и для них автомобиль не является частью стиля жизни и прямой необходимостью. Доли описанных профилей со временем меняются.
Выбор людей относительно видов передвижения зависит от того, какие новые модели и инфраструктура будут предпочтительнее. Экологичное передвижение зависит главным образом от городского планирования и пространства, которые должны предоставить разнообразие выбора и одновременное высокое качество. К сожалению, пространственное развитие должно считаться с уже имеющейся инфраструктурой. Во многом на это влияет сеть образовательных учреждений. Автомобильная зависимость не является неизбежностью. Немалая часть населения уже сейчас готова принимать более экономичные решения.