Корейская драма «Минари» удостоилась шести номинаций на «Оскар» и дала повод вновь заговорить о корейском вторжении в американское кино. Год назад одним из триумфаторов премии стала лента выдающегося корейского режиссера Пон Джун-хо «Паразиты» — хлесткая, изобретательная и безжалостная трагикомедия о социальном неравенстве. И хотя благодаря политике инклюзивности у «Минари» неплохие шансы получить хотя бы одну заветную статуэтку, в целом это просто добрая проходная лента о тяготах жизни эмигрантов.
«Правда и справедливость» по-корейски
«Минари» режиссера Ли Айзека Чуна — это очередная вариация на тему амэрикан-дрим. Корейская семья занимается скучной низкооплачиваемой работой и переезжает в глушь, чтобы заняться земледелием. У отца семейства (Стивен Ян) мечта выращивать корейские овощи для ностальгирующих по родине соотечественников, и он настроен серьезно. Жена (Хан Е-ри) поддерживает его, но с немалой долей скептицизма. На помощь из Кореи выписывают эксцентричную бабушку (Юн Ё-джон), которая сквернословит, учит внуков играть в карты и привозит им подарки, в числе которых — ростки минари, используемого в корейской кухне омежника. Отношения бабушки с больным маленьким внуком (Алан С. Ким) складываются непросто, но это, пожалуй, самая трогательная и динамичная сюжетная линия фильма.
Белые туземцы в фильме выглядят по большей части нелепо, если не безумно. Часто именно иммигранты производят на местных странное впечатление, но тут мир показан глазами самих иммигрантов и все обстоит иначе.
Если «Паразитов» забыть довольно сложно — они удивляют, заставляют задуматься, врезаются в память (особенно злополучный персик, ставший у Джун-хо символом коварства и жестокости), то подробности «Минари» изглаживаются из памяти почти мгновенно. Корейская семья обосновалась в переделанном трейлере; герои работают, отдыхают, переживают, ссорятся, плачут и надеются на лучшее. Потом кульминация — эффектная, душераздирающая, местами неправдоподобная, и обнадеживающий финал.
Впрочем, «Минари» радует отличной режиссурой и пронзительной актерской игрой, которые скрывают прорехи в сюжете и поднимают историю корейских эмигрантов на высокий уровень. Режиссер ленты Ли Айзек Чун наверняка со временем встанет в один ряд с такими именитыми корейскими режиссерами, как Пак Чхан Ук, Пон Джун Хо и Ким Ки Дук. Рассказанная им история о семье, единстве, совместном преодолении трудностей и надежде в пандемию особенно актуальна. Фильм несет мощный заряд оптимизма: беда разразилась, но жизнь не заканчивается — семья собирается вместе, начинает все с начала, а у ручья зеленеет минари.
В этом году среди фильмов-номинантов премии «Оскар» в категории «Лучший фильм» концентрация оптимистичных картин о преодолении трудностей высока как никогда: трогательный «Отец», философско-лиричная и жизнелюбивая «Земля кочевников», тяжелый, но воодушевляющий «Звук металла» и даже «Девушка, подающая надежды» — хоть и о мести, но оставляющая шанс на раскаяние и прощение.
Ленту Ли Айзека Чуна, пожалуй, стоит посмотреть хотя бы ради расширения кругозора — корейское кино все сильнее набирает обороты, а опыт корейских эмигрантов в США — тема интересная и не самая очевидная. Картина не слишком захватывающая и лишена визуальных находок, но добрая, жизнерадостная и подкупающая своей искренностью.