Cообщи

От редакции Так чья там волосатая рука?

Copy
Член EKRE Калле Грюнталь на акции протеста "Стоим за свободную Эстонию".
Член EKRE Калле Грюнталь на акции протеста "Стоим за свободную Эстонию". Фото: Remo Tõnismäe / Postimees

На этой неделе совсем не странным образом совпали два события: противники поправок к Закону о профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями и примкнувшие к ним разношерстные прекратили собираться у парламента и на площади Свободы, а партия EKRE отметилась в опросах небывалым ростом популярности.

Легко ли быть популярным, находясь в оппозиции во время медицинского и экономического кризиса, отлично демонстрирует момент. Будучи у власти, EKRE плыла по течению, оказываясь в эпицентре очередного скандала лишь в связи с высказываниями своих лидеров, в глобальном масштабе гроша ломаного не стоящими. Сегодня у EKRE руки развязаны, поскольку их такие понятные большинству населения высказывания, местами если не одобряемые, но кажущиеся вполне логичными, даже для думающей и хорошо образованной ее части, можно выдавать спокойно. Никто не ткнет носом в политкорректность и обязанность следить за базаром, когда в твоих руках уже нет министерского портфеля, а ты являешься лишь одним из весьма немногих жителей маленькой страны, имя которого может быть известно за ее пределами.

EKRE очень хорошо понимает, как вести диалог с народом: используй в лексиконе слова «подхрюкивают», «мочить в сортире» и «вы там совсем охренели», конечно, на эстонском языке, и то, что ты говоришь, поймут все. В данном случае было бы странно не воспользоваться возможностью поиграть на чувствах людей, запуганных коварным вирусом, измученных сидением дома и страхом наказания за то, что ты  отступил от каких-то ограничений, суть которых не во всем и не всем понятна.

Помнится, какое-то время назад коллеги-конкуренты усмотрели за двухнедельным протестом на Тоомпеа руку Москвы. После этого генеральному директору Полиции безопасности Арнольду Синисалу пришлось даже отвечать на вопросы журналистов и опровергать такие предположения. Странно, что в этой ситуации прямо не сказали о руке EKRE. Можно же предположить, что все акции закончились именно в тот момент, когда Мартин Хельме договорился с коалицией, как уточнить злополучный, но крайне важный закон, отвоевав, как это было подано, свободу для свободных жителей Эстонии.

Очевидно, что EKRE в ближайшее время продолжит свое победоносное шествие. Простота и яркость резких в адрес властей высказываний партии очень привлекательна для обычных людей. Не нужно вникать в сложные конструкции слов и мыслей, все ясно и даже приятно. Кто из нас не ругал правительство, а тут люди, отметившиеся на самом верху и изгнанные за свою нестандартность, говорят об этом прямым текстом, не стесняясь и не выбирая слов. Все хорошо у EKRE среди жителей глубинки. Замечательно среди бунтарей и вечных оппозиционеров из городов. Рано или поздно их поддержат, если еще не поддержали, представители рухнувших отраслей — нарвские энергетики тому пример. Народ устал, раздражен и недоволен. На этом можно играть.

А если копнуть? Что мы видели на Тоомпеа? Разгул и анархию. Нарушение правил и оплеванную полицию. Праздник непослушания и ничтожность имеющихся законов с реальностью их исполнения. Все закрывали глаза, стеснялись и даже робко поддерживали сотни людей, кучкующихся на одной площади. А так можно? Может уже завтра устроить пикники на всех пляжах страны, а детям позволить заниматься командным спортом и наплевать на все 2+2 и 1+1?

Государство живо, пока в нем выполняются общепринятые правила — законы, а их нарушение влечет за собой ответственность. Анархия прекрасна полным отсутствием обязанностей, правил и рамок. Но она не имеет ничего общего со свободой, о которой так много говорится. И в этом смысле EKRE нужно дать по рукам: добиваться справедливости и четкости формулировок законопроектов, можно не нарушая законы и не подвергая людей опасности. Впрочем, все зависит от целей тех, кто этим занимается.

Наверх