Cообщи

Зараженным придется сидеть дома: что на самом деле изменит нашумевшая поправка к закону (4)

Copy
Кристиан Яани.
Кристиан Яани. Фото: Remo Tõnismäe

Кого-нибудь начнут куда-то увозить из дома, как утверждают некоторые протестующие; правильно ли полиция в условиях опасного вируса оценила ситуацию, и утверждения о наступлении полицейского государства являются уместными предупреждениями или просто политическим фарсом? Министр внутренних дел Кристиан Яани прокомментировал это в передаче «Nädala tegija» на радио Kuku.

Он вкратце резюмировал, что цель поправок к Закону о профилактике инфекционных заболеваний и борьбе с ними (далее - NETS) - обеспечить, чтобы Департамент здоровья мог справляться с чрезвычайной ситуацией в области здравоохранения. Для этого должны работать как медицинская система, так и установление личности пациентов и близких контактов. В то же время Департамент здоровья должен осуществлять и внегосударственный надзор, чтобы гарантировать соблюдение необходимых ограничений.

«[Департамент здоровья] сам по себе очень маленькое учреждение, - сказал Яани. - На мой взгляд, совершенно немыслимо ждать от Департамента здоровья, что он сможет сам осуществлять весь установленный в стране надзор для выхода из кризиса. Нет смысла на мгновение расширять одно маленькое учреждение до очень большого».

Поэтому, по его словам, разумно, чтобы Департаменту здоровья в отношении надзора помогали другие учреждения. В данном случае речь идет о Департаменте полиции и погранохраны, который и сейчас следит за соблюдением ограничений. Однако, по словам министра внутренних дел, этот процесс мог бы быть быстрее и эффективнее.

Яани признал, что утверждения, которые начали распространяться из-за NETS, показывают, что сложные законы нуждаются в лучшем объяснении. «Говорить, что просто на основании этого изменения в законе в связи с чрезвычайной ситуацией в области здравоохранения полиция придет и заберет кого-то из дома - нет, это совершенно неправильное понимание всего этого. Этого не произойдет ни при каких обстоятельствах», - подчеркнул министр внутренних дел.

Ведущий передачи Меэлис Атонен привел несколько распространенных утверждений. «Детей у безответственных родителей, даже если они такие, как я сказал, в упрощенном порядке по этому закону все-таки нельзя забрать?»

Министр внутренних дел подтвердил, что нельзя.

«Есть еще другая легенда, что с помощью этого закона людей, которые находятся на улице, можно в свою очередь элиминировать. Что это могло бы значить?» - спросил Атонен.

Яани сказал, что никогда не слышал такой легенды. «По этому закону никого как-то нельзя элиминировать».

Он пояснил, что поправка к закону добавляет Департаменту здоровья одно средство надзора. Это означает, что если подвергающий других опасности инфицированный человек не остается дома и заражает других, департамент имеет право задержать его, например, в торговом центре, и отвезти домой. Пока этого права нет.

Он объяснил, что предыдущие выборочные проверки показали, что каждую неделю более двадцати человек разгуливают где-то, хотя они должны сидеть дома. Однако в целом жители Эстонии хорошо соблюдают ограничения. По словам Яани, ношение маски в помещении соблюдают до 97 процентов, что является положительным моментом.

В ходе передачи также обсуждалось изменение поведения протестующих. Яани признал, что в последние дни протестующие сами позаботились о порядке и смотрели, чтобы они не собирались слишком большими группами, поскольку, по данным Департамента здоровья, в нынешней ситуации с распространением вируса и на улице собираться в компании с более чем десятью людьми опасно.

Но как министр внутренних дел намерен реагировать на людей, которые опасаются возникновения в Эстонии полицейского государства? Яани подчеркнул, что уровень доверия полиции в Эстонии самый высокий, и поддерживать это доверие - это ответственность. Полиции предоставлено много прав для обеспечения безопасности, но они всегда связаны с ответственностью и обязательствами. «Мы говорим об одной красивой хорошей стране Эстонии, где работает полиция, а не о полицейском государстве», - сказал он.

Наверх