Скоро. Уже через два дня Эстония начнет возвращаться к некоему подобию нормальной жизни. С понедельника детские тренировки будут проводиться не один на один, а в группах до 10 человек, а с 3 мая за парты вернутся младшие школьники, откроются магазины, уличные кафе и музеи.
От редакции ⟩ Приподзакрыли, теперь приподоткроем (1)
На этой неделе правительство приняло решение начать смягчать ограничения, длившиеся на сей раз больше месяца. Основные смягчения начнутся 3 мая, когда откроются магазины, внешние веранды ресторанов и кафе, музеи. Бани и театры не откроются — в них еще небезопасно. Бассейны можно будет посещать только на улице. Много ли у нас таких, сказать сложно, но в те же закрытые бассейны, наконец, допустят юных спортсменов, которым нужно плавать дальше бортиков своей ванной, иначе они забудут все, чему научились.
Улицы предоставят свои возможности для экскурсий (в группах до 10 человек), соревнований и акций протеста - тут уже до 150 человек, разбитых на все те же десятки. А вот школьники с пятого по выпускные классы в школу не вернутся — нужно наблюдать, как страна переживет первый глоток свободы и не превратится ли он в последний под аппаратом ИВЛ.
Смягчение ограничений можно только приветствовать — сил больше нет. Но правильный ли выбор сделали наши правители, составляя список того, что можно открыть? Магазины открываются, театры нет. По большому счету риск заразиться от носителя вируса практически одинаков. Можно сказать, что в магазине мы не сидим два-три часа рядом с чужими людьми, а проскакиваем мимо, задерживаясь рядом с незнакомцем на несколько минут. Но театры давно привыкли к ситуации ограниченности и способны рассаживать зрителей так, чтобы вирусу было сложно долететь до макушки или плеча соседа. Опять же, все сидят в масках.
Заявлялось, что торговцы не ждут штормовых набегов покупателей, поэтому никаких всплесков быть не должно. Верится с трудом, хотя бы потому, что в ситуации закрытости мы сидим уже второй год, сезонных покупок не делали, а значит, имеем, что купить. Да, все освоили э-торговлю, но многие наверняка измучились от покупки на глазок, непопадания в размеры и попыток обменять один товар на другой. Хочется уже прийти, пощупать, примерить и заплатить один раз, сразу унеся вещь домой. Поэтому первое время, особенно сейчас, когда начинаются дни зарплат, скучно в торговых центрах не будет.
Но так ли важен новый пиджачок на фоне образования детей? И вот тут начинаются проблемы. Во-первых, потому что дети до определенного возраста нуждаются в контроле и уходе. Представьте себе, у продавцов магазинов тоже есть дети, мама отправится на работу, сынуля или дочурка 10-12 лет останется дома. И дома он/она остается один. При этом, он/она должна вовремя включить компьютер, отучиться на всех уроках, сделать домашнее задание и не умчаться бродить по улице или торговому центру раньше, чем закончатся учебные обязанности.
Во-вторых, родители первоклашек сходят с ума от необходимости проходить все уроки с ребенком заново — он еще не научился учиться, а значит, ему постоянно и во всем нужна помощь. Но пробелы карапузов исправить проще, чем недоученное и непонятое в 6-7-11 классе. По поводу образованности современных школьников и прежде возникало много вопросов, но даже думать страшно, что во всем этом натворил коронавирусный год, захвативший два учебных года.
Понять логику правителей можно: магазины — это экономика: люди пришли, купили, заплатили деньги, предприниматели свели дебет с кредитом и заплатили налоги. Все в прибыли, ну, хотя бы не в убытке. Школы доходов не приносят, а только тратят. Сейчас…
Детей в Эстонии вакцинируют только по особым медицинским показаниям. В основном детской вакцинации от коронавируса нет, а значит, в одном месте одновременно будет собираться несколько сотен потенциальных разносчиков и жертв Covid-19. Есть проблема и с учителями. Несмотря на первые победные реляции, плечо под укол подставила только половина эстонских педагогов, то есть, ситуация мало чем отличается от зимней, которая повлекла за собой резкий рост заражаемости, перегруз больниц и почти полный локдаун.
Ученые говорят, что ошибка кроется в желании открыть магазины, при этом оставив школьников дома. Ограничениями мы сбили температуру у пациента, злосчастный коэффициент R упал ниже единицы, но остался на таком уровне, что рост заболеваемости, а при открытии он обязательно будет, у нас не остается запаса прочности. Криста Фишер объяснила: мы можем отправить малышей с 26 апреля в школы и недельку понаблюдать за происходящим. После мы можем либо открыть магазины, либо открыть школы. Рост R окажется одинаковым и сразу достигнет предела. Учитывая имеющийся выбор, ясно, что, например, 10 мая вернуть старших на контактное обучение мы, скорее всего, не сможем. Наверняка и 17 мая тоже.
Или все-таки? А тут ничего определенного нет, как и с самим коронавирусом: все может пройти гладко и незаметно, но может накрыть медным тазом. И придется снова приподзакрывать то, что только что приподоткрыли. Или не придется? Как же хочется верить в лучшее!