Видео «Было одиноко»: как пандемию переживают дети с особыми потребностями?

Пандемия оказала влияние на душевное и психическое здоровье людей, сходятся мировые эксперты во мнении. Каково переживать пандемию коронавируса семьям, где растут дети с нарушениями психического развития?

Весной 2020 ученики всех школ, в том числе дети с особыми потребностями были вынуждены перейти на дистанционное обучение. В учебном году 2020/2021 детям с особенными потребностями разрешили посещать школу без ограничений, однако иногда класс мог отправиться на самоизоляцию.

Анна - мама 12-летней Лауры с синдромом Аспергера вспоминает, что весной 2020 года внезапная необходимость перейти на домашнее обучение стала серьезным испытанием для их семьи. Тем более кроме Лауры у Анны еще двое детей. 

«Лаура не воспринимает меня как учителя, и когда я стала с ней заниматься, у нее сразу начался протест. Пока школа не наладила онлайн-обучение, мы ее просто закрывали в отдельной комнате, чтобы ей никто не мешал. Если кто-то ходил мимо, она отвлекалась», - рассказывает Анна. 

Самоизоляция давалась Лауре тяжело, признается Анна. Для девочки крайне важна устоявшаяся рутина, как и для многих детей с особыми потребностями. Нарушение рутины приводит к нивелированию прогресса развития. «В ее особенности входит уход в себя, что она и делала. Она может сидеть в комнате и вообще не выходить, ввиду ее особенностей у нее нет понимания, что нужно поесть, переодеться, помыться, но, слава богу, мы уже наладили этот режим», - объясняет Анна, добавляя, что для таких детей, как Лаура, крайне важно оставлять возможность контактного обучения, дистанционное обучение возможно только при наличии очень высокого уровня заражения.

Порой случались у Лауры и истерики, стимулировать ее учиться было крайне трудно. Анна объясняет это тем, что хотя Лауре не так сильно необходим социум, как обычным людям, она все-таки уже привыкла к учителям и друзьям, и необходимость перейти на дистанционное обучение оказалось для ребенка непонятным изменением привычного уклада.

Сама Лаура признается, что ей гораздо больше нравится учиться в школе в окружении других детей, хотя по друзьям в прошлом году она не скучала. Она говорит, что дома ей было сложно сосредоточиться, она чаще отвлекалась и в итоге не усваивала материал. Упущенное она наверстала в этом году во время контактного обучения. 

Юлия Столберова, руководитель НКО «Особый мир» и член правления частной школы для особых детей Vivere erakool, - сама многодетная мама, ее сын Родион учится в пятом классе и у него расстройство аутистического спектра. 

«Он не ориентируется во времени, (во время дистанционного обучения) ему было очень сложно понимать, когда и что нужно делать. Но он все равно хорошо справлялся самостоятельно. Конечно, отсутствие привычного уклада повлияло на него удручающе», - говорит Юлия. 

«Я благодарна учителям за их терпение, но все равно дистанционное обучение - это не то качество. Обычный родитель не обладает учительскими компетенциями, это просто входит вразрез с природой наших взаимоотношений с детьми, когда на несколько месяцев я внезапно становлюсь ребенку учителем. Я не знаю, как его учить, и не знаю, как его учили до этого. Это порой бессмысленно, потому что мы тратим нервы и сильно портим взаимоотношения с детьми», - считает Юлия.

Родион говорит, что ему больше нравится контактное обучение, в таком случае он всегда может позвать учителя. Он признается, что иногда, сидя дома, ему становилось грустно и одиноко, потому что он был далеко от своих друзей.

Смотрите видео!

Наверх