- Неуместно сокращать госрасходы, когда население беднеет
- Пора по примеру США провести инвентаризацию расходов, в т.ч. на госбезопасность
- Реформисты управляют по таблице Excel и не видят дальше Таллинна
- Система возврата подоходного налога до сих пор заточена на богатых
«Жить не по средствам долго не удастся!» – заявили министры Партии реформ, комментируя бюджетные сокращения на ближайшие четыре года. Можно ли жить по средствам, не ударяя по самым незащищенным слоям населения?
На вопросы Rus.Postimees ответила в прямом эфире председатель партии Eesti 200 Кристина Каллас.
Выдержки из беседы:
– Утвержденная накануне бюджетная стратегия (RES) на ближайшие четыре года попала под шквал критики. Почему? Вы считаете, что Эстонии нужно и дальше набирать долги?
– Долги и кредиты, взятые предыдущим правительством, у нас уже есть. Вопрос в том, куда уходят эти деньги. У нашей партии очень много претензий относительно того, на что их тратят. С другой стороны, правительство срезает расходы там, где их вообще нельзя урезать, ударяя по самым уязвимым группам населения.
Урезать расходы в год кризиса и в последующий период восстановления – это принципиально неправильная позиция. Большинство стран, в том числе члены еврозоны, делают наоборот: добавляют и инвестируют.
В трудные времена нужно вливать деньги в рабочие места, поддерживать население. Мы же видим, как растет нужда в продуктовых пакетах – и в южной Эстонии, и на северо-востоке страны. Пенсионерам не хватает средств на самые элементарные нужды. В такой ситуации говорить о сокращении госрасходов – абсолютно неуместно.
– Можно ли верить в слова министра финансов о том, что сокращение расходов станет некой защитой от повышения налогов?
– Это политтехнологические уловки. Стандартное объяснение сокращению расходов.
– Нужно ли спасать неэффективные предприятия? Почему врачи и учителя должны кормить из своих зарплат владельцев отелей и турфирм?
– Здесь есть несколько аспектов. Один из них – моральный. Что считать справедливым, а что – нет? Почему сокращают расходы на кружки, но при этом никто не покушается на финансирование партий из госбюджета? Давайте начинать с себя! Я имею в виду льготы для парламентариев, повышение зарплат высших госчиновников.
– Заявления о невозможности их сократить выглядят издевательством над народом, не так ли?
– Да, конечно. Почему финансовая поддержка партий не сократилась ни на копейку? При этом детям поддержку урезают. Это вопрос морального выбора.
Другой вопрос – куда вообще тратятся деньги? Вот мы как создали структуру госбюджета в 92-м году, так ни разу и не делали фундаментального пересмотра этой структуры. Мы даже не знаем сегодня, на что конкретно уходят наши деньги.
Эстонии нужна фундаментальная инвентаризация госбюджета. Поверьте мне, мы найдем статьи для экономии. И даже удивимся, что кое-что до сих финансируем.
– Например?
– Могу привести только пример США. Там пару лет назад провели инвентаризацию расходов на госбезопасность и нашли 23 миллиарда долларов, которые тратились впустую. Решения были приняты в 50-60-е годы, и деньги тратились по инерции, хотя необходимость в этом уже давно исчезла.
В Эстонии не делали такую инвентаризацию уже 30 лет. Настало время! Тем более, когда денег не хватает.
– Вы уверены, что сфера госбезопасности Эстонии подлежит такой инвентаризации?
– Все сферы нуждаются в инвентаризации.
– А почему зарплаты госчиновников превратились еще в одну священную корову?
– Честно скажу, что не знаю. У меня нет ответа на вопрос, почему у политиков нет моральной ответственности перед обществом. Я этого не понимаю.
– Чем чревата экономия на кружках по интересам? Насколько сильно ударит данное решение по семьям с низкими доходами?
– Это последнее, что нужно было резать. Мне трудно понять такое решение. Система кружков по интересам может просто рухнуть. И это без учета того, что в период кризиса прибыль кружков очень нестабильна: занятия отменяются, родители отказываются платить. Это просто несправедливо!
Кроме того, если государство не финансирует кружки, недостающие деньги придется взять из кармана родителей.
А возможности родителей не безграничны. Особенно трудно придется семьям, которые живут вне «золотого кольца» вокруг Таллинна и вне Тарту.
– Может ли так случиться, что парламент не одобрит бюджетную стратегию? Недовольные ведь были даже внутри коалиции. Или же Рийгикогу у нас штампует все решения подряд?
– К сожалею, поскольку под бюджетной стратегией уже есть подписи коалиции, то она в парламенте пройдет.
– То есть, парламент – резиновая печать правительства?
– К сожалению, похоже на то. Отдельных голосов несогласных коалиционных политиков будет недостаточно.
Меня настораживает и сокращение инвестиций по многим направлениям, в том числе в развитие школьной сети. Чем дальше человек живет от Таллинна, тем больше он будет страдать.
К сожалению, мы возвращаемся в тот период правления Партии реформ, когда государством управляют на основе таблицы Excel и не видят дальше собственного носа, то есть дальше Таллинна.
– Почему внеочередное повышение пенсий на 20 евро и решение об освобождении средней пенсии от налогов выпадают исключительно на предвыборный (23-й!) год?
– Я рада, что пенсии повышаются и их освобождают от налогов! Однако, действительно, ряд шагов выпадает на предвыборный год, когда правительство сможет об этом отчитаться. Мне остается только разводить руками и удивляться тому, насколько цинично у нас принимаются такие решения.
– А насколько обоснована отмена льгот по жилищным кредитам?
– Решение принято без предварительного анализа влияния на население. Фактом остается то, что все льготы по подоходному налогу – в пользу более обеспеченных людей. Например, при низкой зарплате в 500 евро люди не платят подоходный налог, но они и не получают возвраты за кружки по интересам для своих детей. А более обеспеченные люди платят налоги с зарплаты и получают обратно подоходный налог за детские кружки.
То есть, наша система возврата подоходного налога до сих пор заточена на богатых.
– Министр финансов Кейт Пентус-Розиманнус предлагает начать повышать доходную базу за счет приватизация госпредприятий. Принесет ли это доходы в нынешней ситуации?
– Этот план – не новый, его просто вынули из ящика. Конечно, есть надежда на получение прибыли от продажи этих предприятий. В любом случае это будет только одноразовый доход для бюджета. Сейчас же правительство регулярно вынимает из этих предприятий дивиденды. Здесь нужно будет многое взвесить.
– Научил ли политиков чему-то неудачный опыт приватизации Eesti Raudtee? Как известно, позже железную дорогу пришлось выкупать обратно втридорога, и всё это за деньги налогоплательщиков…
– Вот тут мы уже касаемся темы ответственности госчиновников за совершенные ошибки. В Эстонии не предусмотрена ответственность за большие финансовые проколы. Убеждена, что необходимо ввести политическую и административную ответственность.
Иначе отказ от политической ответственности скоро станет нормой жизни.
У нас были времена, когда министры подавали в отставку за проступки своих подчиненных, например, за растрату средств фонда «Капитал культуры» в казино. Когда-то министр Лиги ушел в отставку за свои резонансные высказывания в Facebook. Сегодня, даже не знаю, что должно произойти, чтобы министр ушел в отставку, взяв на себя политическую ответственность за ситуацию.
За последние 5-6 лет политическая культура в Эстонии намного упала. Думаю, что сегодня ни один министр за свои слова, по сути, не отвечает.
Подробнее в повторе!
/nginx/o/2021/04/30/13755014t1hbf2b.jpg)
- Утвержденная накануне бюджетная стратегии (RES) попала под шквал критики. Почему? Неужели нужно набирать долги?
- Можно ли рассматривать сокращение расходов как некую гарантию от повышения налогов?
- Нужно ли спасать неэффективные предприятия? Почему врачи и учителя должны кормить из своих зарплат владельцев отелей и турфирм?
- Чем чревата экономия на кружках по интересам? Насколько сильно ударит данное решение по семьям с низкими доходами?
- Почему внеочередное повышение пенсий и решение об освобождении средней пенсии от налогов выпадают исключительно на предвыборный год?
- За счет чего повышать доходную базу? Стоит ли рассчитывать, что приватизация госпредприятий принесет доходы в нынешней ситуации?
- Научил ли политиков чему-то неудачный опыт продажи Эстонской железной дороги, которую позже пришлось выкупать обратно втридорога?
Одежда ведущей: Tallinna Kaubamaja / Pinko