Треугольник Киссинджера, новая Ялта и большая война (3)

Copy
Валерий Сайковский
Валерий Сайковский Фото: личный архив

В мире явно происходит многое, что скоро изменит привычную внешнюю политику. США ведут себя как лидер, но многое происходит не по их воле. Новые полюса силы начинают открыто играть против интересов Америки.

Китай не скрывает планов присоединения Тайваня. Россия заняла жесткую позицию по отношению к начавшему терять свою субъектность ЕС. Украина мечется между ведущими державами, но реальной помощи не получает. Появилась многовариантность сценариев будущего в мировой политике

Сколько триллионов стоит Америка?

Лидерство Америки - больше не аксиома. Мир вступил в период, когда ВВП стран может существенно отличаться в зависимости от методики расчетов. Новый метод основан на оценке суммарной стоимости компаний. Но учитывая, что главные биржи и «оценщики» (аудиторские компании) тоже находятся в США, этот метод не бесспорен. Если вести вычисления «по старинке», по паритету покупательной способности, то некоторые расчеты МВФ уже сейчас отдают лидерство Китаю. Понятно, что американцы настаивают на выгодном для них подходе. Но все экономисты сходятся во мнении, что к 2028 году независимо от методики Китай окончательно станет ведущей экономической державой. И помешать этому может только победа США в глобальном военно-политическом противостоянии. Придется признать, что без победоносной войны средних размеров штатам будет проблематично сохранить глобальное лидерство.

При Трампе к активной деятельности вернулся гуру мировой политики с немецкими корнями (при рождении Генрих Киссингер), которого мы знаем как выдающегося американского политика и стратега. Его появление на сцене связывали с трамповским противостоянием Китаю, но Киссинджер провел более сложную деятельность. Посетил примаковские чтения в 2017 году, где много общался с Лавровым. В 2019 году лично встретился с Си Цзиньпином. Лишь пандемия, не возраст 97 лет, мешает ему продолжать в том же духе. Все заговорили о повторении его китайского маневра.

В начале 70-х роль нынешней России выполнял СССР, ресурсы которого были существенно выше, и всеми признавался его статус сверхдержавы. Постепенно отношения с Китаем у СССР в 1969 года дошли до военного конфликта (события на острове Доманский) с 58 погибшими только с советской стороны; китайские потери точно не известны. Сближение Китая с США и начал осуществлять Генри Киссинджер, госсекретарь и советник Никсона по нацбезопасности. Он подружился с Мао Цзедуном, а при Дэн Сяопине осуществил разворот Китая на Запад, помог изменить экономический уклад огромной страны. Вся его деятельность описывается принципом: нельзя дать Китаю и «русским» объединиться против США. Этот принцип породил и договоренности о сокращении вооружений того периода.

Но опьяненные эйфорией от распада СССР лидеры США и Европы легкомысленно отнеслись в 90-х к его предостережениям. Позволили Поднебесной стать кузницей мира, а России накопить претензии к Западу. Во многом вернувшая себе былое влияние РФ при Путине наладила близкие отношения с КНР, в том числе - в военно-технической сфере. Трамп, хоть и с опозданием, начал жестко бороться с расширением влияния Китая. Внешняя же политика администрации Байдена пока невнятна, хоть обходится и без обещанных резких телодвижений. Немало делается против Китая из-за необходимости ответить на обвинения оппонентов, атакующих нового президента за прошлые тесные связи с Пекином. Положение противоречивое, и как будет выглядеть внешнеполитическая линия США, пока неизвестно.

Варианты дальнейшего развития событий

Одним из вариантов в случае переизбрания «великого переговорщика» Трампа была т.н. новая Ялта. Конференция больших мировых игроков, где изменившиеся зоны влияния были бы поделены между новыми лидерами мира, в том числе региональными. Это выглядело бы логичным продолжением маневров в треугольнике РФ-Китай-США. Киссинджер в 2014 году написал целую книгу о крахе миропорядка Вестфальского мира (1648) и необходимости вернуть в политику договоренности, которые будут всеми соблюдаться.

Не зря Трампа беспрецедентно атаковали глобалистские элиты, ведь реализация описанного - это фиксирование нового расклада с меньшей ролью Вашингтона в мировых делах. Победа Байдена вроде бы позволяет бороться за сохранение статус-кво. Но для этого необходимо безоговорочное технологическое и военно-политическое лидерство США, с чем имеются гигантские проблемы. А значит мы снова приходим к варианту победоносной войны.

Китай открыто объявляет о внешнеполитических приоритетах. Возвращение Тайваня, жесткая линия по отношению к США, тесное сотрудничество с Москвой вплоть до нескрываемых контактов с Крымом, никаких церемоний с Европой. Политика Байдена по отношению к ЕС мягче, чем ожидалась. Но одному богу известно, что будут реализовывать новые выдвиженцы. Над всей ситуацией нависает призрак 2028 года, когда согласно прогнозам должно наступить экономическое лидерство Китая.

Трудно избавиться от ощущения, что США в этой ситуации объективно больше предрасположены к внешнеполитическим авантюрам. Китай тоже не может не понимать, что свое лидерство в экономике необходимо срочно подкрепить военно-политическим весом, чтобы не стать легкой добычей. Новые центры влияния, входящие в БРИКС и G20, тоже не смогут наблюдать со стороны за битвой титанов, - и особенно это касается постепенно приближающейся к возможностям Китая Индии. Мы все обречены в ближайшую пятилетку наблюдать за грандиозной схваткой, результат которой повлияет на жизнь каждого обитателя планеты Земля.

Что же делать малым странам ЕС?

Короткий ответ: вместе с ЕС укреплять внутреннюю стабильность, экономический и оборонный потенциал. Подробнее об Эстонии. Реально опасной становится ситуация, когда наше экспертное сообщество односторонне ориентировано. Нет смысла держать целый сонм проамериканских «знатоков», если в этом направлении нет ни проблем, ни самостоятельной политики. В восточном направлении нужны свои глубоко информированные эксперты. Не просто поддакивающие представленным в предыдущей группе, а представляющие адекватную информацию о происходящем в РФ и Китае, которая позволит смотреть на изменяющийся мир собственными глазами.

Пора хоть что-то довести до конца, для начала - хотя бы ратифицировать пограничный договор с РФ. И огромную роль в изменяющемся мире будет играть журналистика. Сейчас СМИ на 90 процентов заполнены одной точкой зрения, и как следствие в обществе отсутствует дискуссия. Разобщенное общество - худший вариант функционирования государства в сложном мире при неоднозначных внешних вызовах.

Комментарии (3)
Copy
Наверх