- Работодатели против продления выплат безработным
- Так легче заполнить дешевые рабочие места
- Профсоюзы опасаются массовой утечки рабочих рук
- Тысячи безработных скоро останутся без пособий
- Уступок не будет из-за нехватки гастарбайтеров
Коронакризис продолжается уже больше года. У потерявших работу в начале пандемии постепенно истекает срок выплат страховых возмещений по безработице. В ближайшее время каждый месяц будет появляться несколько тысяч человек, не имеющих никакого дохода. Как эти люди будут справляться с кризисом?
На вопросы Rus.Postimees ответил в прямом эфире председатель совета Кассы страхования от безработицы, глава Центрального союза профсоюзов Эстонии Пеэп Петерсон.
Выдержки из беседы:
– В ноябре вы выразили надежду в нашей студии, что удастся продлить выплату пособий по сокращению на два-три месяца, поскольку найти работу в условиях коронакризиса очень сложно. Увы, планы не осуществились. Что пошло не так?
– Последняя попытка договориться с работодателями провалилась в минувшую пятницу. Они не идут на уступки. Работодатели не отрицают проблему безработицы, но упирают на то, что в Эстонии и так не хватает рабочих рук…
– На конец апреля в Кассе страхования от безработицы вакантными оставалось всего 5769 рабочих мест. Это разве много при 56 000 безработных?
– У представителей Союза работодателей создалось ощущение, что безработные не заинтересованы в предлагаемых рабочих местах и не собираются идти на работу, мол, им нужна от кассы только медицинская страховка. Других безработных, которые действительно заинтересованы в рабочих местах, они не замечают.
– При это каждый месяц у нас будет появляться несколько тысяч человек, которые будут оставаться без средств к существованию. А медицинская страховка у них сохранится?
– По истечении года с момента регистрации на бирже труда они потеряют все. Такой риск существует.
Мы пытаемся достичь договоренности с министром Кийком, чтобы продлить выплату пособий по сокращению на 60 дней, если не на постоянной основе, но хотя бы на временной, в порядке исключения.
– Почему работодатели против? Какие у них аргументы, помимо того, что они пытаются восполнить дефицит гастарбайтеров за счет местных безработных? Речь ведь не идет об увеличении налогов для работодателей?
– Они боятся, что в течение дополнительных 60 дней люди смогут найти себе подходящую работу, а имеющиеся на бирже места останутся незаполненными. Люди не будут соглашаться на первое попавшееся место с низкими зарплатами. Работодателям это невыгодно.
Работодатели вынуждают безработных соглашаться на любую работу. Со специалистами тоже непросто, их надо учить, а это дополнительные расходы.
Во время предыдущего кризиса мы навсегда потеряли 100 000 рабочих рук для нашего рынка труда. Одни решили стать домохозяйками, другие уехали в Финляндию. Профсоюзы опасаются повторения этой ситуации.
С работодателями договориться не удалось. Единственная надежда – на правительство, которое может принять временное решение в обход работодателей.
Но и это не слишком вероятно, потому что реформисты и работодатели всегда были заодно.
– Какие есть реальные способы помощи тем людям, которые за время коронакризиса так и не смогли найти работу? Есть ли у государства стратегия по снижению безработицы?
– Если прекращаются выплаты из Кассы страхования от безработицы, то есть еще возможность получать пособия от местных самоуправлений. Правда, речь идет о мизерных средствах. Прожить на такие деньги сложно.
В такой ситуации, конечно, хоть какая-то работа лучше, чем ничего.
– Интересует ли правительство, как люди справляются с кризисом? Или там надеются, что все рассосется?
– Сегодня картина такова, что половину правительства этот вопрос интересует, а другая половина смотрит только на цифры, мол, в среднем все выглядит неплохо.
– То есть, центристы пытаются вникнуть в проблему, а реформисты смотрят в таблицы Excel?
– Да, так и есть. Нам удается вести переговоры, рассчитывая хоть на какое-то понимание, только с центристами. Для реформистов самое главное, чтобы бюджет был в балансе. И точка.
Министров-реформистов не волнует, что происходит с людьми. Им все равно, даже если мы можем навсегда потерять для рынка труда очень много людей – тех, в ком нуждается наша экономика. Они предпочитают не углубляться в проблему.
Подробнее в повторе!
:format(webp)/nginx/o/2021/05/11/13774597t1h8e9a.jpg)
- В ноябре глава совета Кассы страхования от безработицы надеялся, что выплату пособий по сокращению удастся продлить на 2-3 месяца. Почему это сделать не удалось? Что пошло не так?
- Есть ли альтернатива повышению налогов?
- Существуют ли реальные способы помощи этим людям? Есть ли у государства стратегия по снижению безработицы?
- Какие резервы остались в кассе? Способна ли она дальше выполнять свои функции без повышения налогов?
- Интересует ли правительство, как люди справляются с кризисом?
Одежда ведущей: Tallinna Kaubamaja / Pinko