От редакции Содержание против формы (2)

Copy
Солдаты-срочники. Фото иллюстративное.
Солдаты-срочники. Фото иллюстративное. Фото: Meelis Meilbaum

Поводом для яростных споров на уходящей неделе послужил приказ командира Батальона штаба и связи подполковника Прийта Аверкина, отданный вверенным ему военнослужащим: 9 мая воздержаться от передвижения в форме в районе Фильтри-теэ, где расположено Военное кладбище, солдатам-срочникам возвращаться из увольнения в штатском.

И хотелось бы сказать, что мнения разнообразных политиков и чиновников по этому поводу разделились, но разделились они лишь по признаку «очень ли сильно Аверкин виноват». То есть не прав – однозначно, но вроде и полномочий своих не превысил. Да и правда, странно: с какой стати служащие Вооруженных сил Эстонии должны маскироваться под штатских в собственной стране? Но иногда перед тем, как кого-то безоговорочно осудить, стоит слегка подумать и кое-что разузнать.

Мнения в русском сегменте Фейсбука тоже разделились, но иначе: лучше «перебдеть, чем недобдеть» против «никогда неэстонцы на эстонцев не нападали, это провокация». Серьезно, провокация? А разве не наоборот? Ведь подполковник Аверкин не только исключил возможность провокации, но и не дал повода для пропаганды с использованием военных.

Да, он перестраховался. Но не на пустом месте и не просто в условиях обострения международной обстановки, а и в ситуации, когда из-за коронакризиса нервы очень многих напряжены до предела: вон, народ на охранников кидается. А тут еще для одних праздник, для других раздражающий фактор: спичку поднеси – и полыхнет. И кто гарантирует, что не найдется желающих поднести спичку?

Ладно, предположим, что провокаторов с любой – хоть с марсианской – стороны не существует как таковых, но пропаганду никто не отменял. И представим, что возвращающийся в часть солдат неэстонской национальности решит совместить приятное с полезным и по дороге завернуть к памятнику Воину-освободителю – ну, например, бабушку туда сопроводить. И вот вам к вечеру со всех информационных каналов «условного противника»: эстонские солдаты тоже пришли почтить память (и уже у нас – рядовой Иванов явился к памятнику в частном порядке, а-та-та ему).

Или наоборот, группа военных мирно проходит мимо ворот кладбища, а с тех же информационных каналов: эстонские военные пытались воспрепятствовать пришедшим почтить память (и наши разъяснения и опровержения – группа солдат и офицеров возвращалась в расположение)… Вот оно нам надо? Особенно, если всё одновременно: у памятника – провокация, а мимо военные идут. Хотя, конечно, желающих помахать шашкой удовольствия лишили.

Итак, на одной чаше весов лежат все эти упущенные кем-то возможности, а на другой – один день без формы в районе кладбища. И выходит, что подполковник Аверкин – умный и дальновидный командир, потому как военный – это не строем ходить, а предугадывать возможные ходы противника и стараться предусмотреть даже невозможное развитие событий. И для того, чтобы достичь большего, иногда нужно уметь жертвовать меньшим.

На этой патетической ноте можно было бы и закончить, если бы в среду, через три дня после произошедшего, премьер-министр Кая Каллас, отвечая на вопросы депутатов Рийгикогу, не открыла им страшную военную тайну: оказывается – оказывается! – распоряжение военнослужащим части на Фильтри-теэ не носить форму 9 мая работает с… 2008 года. Всего-навсего. Ну чего, быстро депутаты спохватились, еще в том же веке. А командующий Силами обороны Эстонии генерал-лейтенант Мартин Херем вскрывшийся факт подтвердил, застенчиво присовокупив, что «в нынешней ситуации это является чрезмерным» (именно в нынешней, заметьте, год-то на диво задался). И вместе они пришли к выводу, что сейчас, в наше светлое и благостное время, от этой рекомендации можно было бы отказаться.

А народ в очередном недоумении: наши законотворцы и прочие сильные мира сего вообще в курсе, что в стране-то деется? Какие в ней действуют распоряжения, как давно? Впрочем – зачем, если всегда можно сначала громко выступить, а потом громко спросить премьера. И свою осведомленность продемонстрируешь, и у премьера новости.

Наверх