Cообщи

Александр Жеделёв: мне нравится честная музыка, которая делается не по расчету

Copy
Александр Жеделёв в спектакле «Настя, Настя, Настя».
Александр Жеделёв в спектакле «Настя, Настя, Настя». Фото: Николай Алхазов / Русский театр

Трудно представить без музыки театральную постановку, фильм или сериал. Она может быть лишь фоном или полноправным героем произведения, неотъемлемой частью сюжета или его украшением. Ясно одно — без нее никуда. Композитор и музыкальный руководитель Русского театра Александр Жеделёв поделился с нами секретами профессии и рассказал о новой пластинке Modulshtein.

Александр включает трек, и помещение заполняется беспокойной, стремительной мелодией. Это тема кролика из нового спектакля «Алиса». Изобразить знаменитого кэрролловского персонажа с помощью звука точнее, кажется, невозможно. Зачастую именно в этом и состоит его задача — переложить персонажей и сюжетные перипетии на язык музыки, отразить историю в звуке.

— В ближайшее время нас ждут премьеры двух постановок с твоей музыкой — «Мудрец» и «Алиса». Как проходит процесс написания музыки к спектаклю?

— Даже три — еще «Мастер и Маргарита». «Мудреца» мы уже сдали, из-за пандемии и локдауна его перенесли на август. Там с моей стороны уже все готово, и в августе мы проведем восстановительные репетиции, просто вспомним, как это было все придумано. Это называется «заморозкой». Я так понимаю, мы будем открывать этой премьерой сезон. Для этого спектакля полностью написана авторская музыка — от и до. Ее нужно было всю придумать, реализовать, то есть одно дело — я могу сочинить, а другое дело — реализовать. Как я реализую? Приглашаю музыкантов на запись, создаю музыку на компьютере, играю ее сам, иногда должен научить артистов исполнить ее на сцене.

Если музыкальное оформление авторское, это сложнее. Иногда происходит подбор музыки: мы с режиссером выбираем какую-то стилистику, и в ней я нахожу подходящую, уже сочиненную музыку. Конечно, интереснее все создать с чистого листа — это как сшить платье или написать картину. Иногда нужны и так называемые цитаты. Бывает, режиссер хочет везде использовать музыку, и тогда моя работа сводится к тому, чтобы не столько предложить ее, сколько сказать, где она не нужна, или объяснить, как именно ее использовать, в какой мере, в какой громкости, как долго, в какой сцене. Иногда режиссер говорит, что здесь совсем не нужна музыка, а потом оказывается, что там она как раз необходима. Поэтому работа многофункциональная. Если говорить про «Мудреца», то тут полностью авторская музыка; в «Алисе» — тоже, в «Мастере и Маргарите» будут так называемые цитаты времени, например, это музыка, которая могла бы звучать сто лет назад из рупоров на улице. Мне нет смысла писать какие-то военные марши, звучащие из радиоточки, которые будут давать зрителю ощущение того времени. Для этого нужно покопаться в библиотеках и поискать.

Наверх