Лицо недели Простим вас за нашу нетерпеливость

Ирина Каблукова
Copy
Марек Сеэр.
Марек Сеэр. Фото: Eero Vabamägi / Postimees

Марек Сеэр уже больше месяца является лицом кампании по вакцинации от Covid-19 в Эстонии. Нелегкая ноша организации и публичной ответственности не должна сломать этого немногословного и конкретного медицинского руководителя, хотя стойкость и целеустремленность не уберегли его от необходимости извиняться за проколы, сопровождавшие появление возможности уколоться для лиц старше 16 лет.

За что Мареку Сеэру есть извиняться? Наверное, за то, что для регистрации на прививку не открыли отдельный сайт, а совместили с главным чистилищем нашего здравоохранения — дигитальной регистратурой, попасть в которую можно через другое не менее популярное нынче «увеселительное заведение» - портал пациента.

Почему чистилище и почему увеселительное? В дигитальной регистратуре объединены онлайн-регистратуры практически всех медицинских заведений страны и только там есть шанс поймать номерок к вожделенному врачу-специалисту. Тот, кто знает, что значит, — поймать номерок к врачу-специалисту — определенно понимает, почему это можно сравнить с чистилищем. Портал пациента сегодня тоже пользуется бешеной популярностью. В нем смотрят результаты анализов на коронавирус и популярного нынче анализа на антитела. Спорим, что заходы на эту страницу за последний год увеличились в десятки тысяч раз и не только за счет тех, кто идет туда по делу, но и тех, кто лезет просто так — еще и еще раз увидеть слова «positiivne» или «negatiivne», или посмотреть и порадоваться циферке приобретенных антител?

За что еще нужно извиняться Сеэру? За то, что он и его команда не учили массовый интерес к массовым же мероприятиям. Много лет подряд сайт Налогового департамента благополучно накрывается медным тазом в первые дни после начала подачи деклараций о доходах за прошлый год. Было очевидно, что открытие регистрации на прививку для молодых и прогрессивных, умеющих пользоваться интернетом, завалит работу портала пациента и дигитальной регистратуры. Было очевидно, что выстроившаяся очередь притянет к себе не только тех, кто хочет уколоться, но и тех, кому нужен номерок (или подтверждение того, что их нет), тех, кто сдал анализ на корону вчера, и тех, кто хочет полюбоваться результатом сданного когда-то. Там же обязательно будут толкаться и те, которому вакцина не нужна, но очень хочется посмотреть, как все работает: «Я свидетель, а что случилось?»

Быстро сориентировавшись, открыли возможность записи по телефону, но и тут случилась неприятность: позвонить по телефону — это полдела, человек на том конце провода должен войти в систему и фактически сделать то же самое, что и в дигирегистратуре, но без участия пациента. Но вот связь с больницами нарушилась и сделать ничего было нельзя.

Какие выводы сделали Сеэр и команда? Чтобы высвободить дигирегистратуру и портал пациента для выполнения их основных функций, загружать номерки на вакцинацию теперь будут в выходные: рабочая неделя для записи к врачам, выходные, когда врачи плановый прием не ведут, отдадут желающим вакцинироваться. Загружать будут сразу десятки тысяч номерков, чтобы заполнить графики минимум на неделю, но не оказаться в ситуации, когда желающих больше, чем есть вакцины. Обычно ее партии поступают в страну в среду-четверг, к субботе четко ясно, сколько доз есть на складе, можно планировать и готовить.

А теперь ответим на вопрос, за что стоило бы извиниться нам? Две-три недели медицинское руководство страны, готовящее открытие массовой вакцинации, просило и призывало не брать дигирегистратуру штурмом в первые минуты начала регистрации. Объясняло, что система не выдержит, номерков на всех в первый день не хватит, вакцины заказано достаточно, но поступает она партиями, наша задача подготовиться к третьей волне, которая может прийти осенью. О том же каждый год просит и умоляет Налоговый департамент. Но нашего человека не проймешь, если он что-то задумал… обязательно выпьет. Для сравнения, когда в прошлый четверг открыли возможность регистрации для людей с 40 лет, утром очереди были на час-полтора. А вечером, при наличии свободных номерков, около минуты. Зачем ломиться в закрытые двери, если можно подойти позже и войти красиво?

Какие выводы нам всем нужно сделать? Во-первых, неправильно складывать все  медицинские яйца в одну корзину. Налоговый департамент переживает массовый наплыв раз в году, но остальные функции э-среды не могут соревноваться по популярности с дигитальной регистратурой, поэтому там такая совмещенность проходит, а в этой истории совершенно нет. Времени создать сайт и подключить к нему все больницы — клон имеющейся дигирегистратуры — у организаторов было больше, чем достаточно. Сейчас, конечно, поздно пить «Боржоми», но подобные ситуации могут и будут повторяться и есть смысл вынести из этого урок.

Во-вторых, нужно сразу думать о людях плохо и быть готовым к массовому непослушанию. Слова: подождите, потерпите и не ломитесь, никогда ни на кого не действовали. Это из разряда: «Не нервничай». Поэтому изначально нужно готовиться к тому, что полмиллиона человек попытаются войти в одну полутораметровую дверь, несмотря и вопреки. Тогда умным и деятельным людям опять придется извиняться.

И, в-третьих, может, уже оставим в покое наше светлое советское прошлое и подавим в себе любовь к очередям и страх не успеть и не урвать? Что бы ни происходило, жажда занять «очередь за хлебом» в пять утра, продолжает у нас побеждать здравый смысл. Нет, если нравится, можно и постоять, но не нужно потом выливать потоки желчи и проклятий на тех, кто создал возможность, а реакция оказалась схожая с выброшенными югославским сапогами. Сами хотели, сами стояли. Остальным удачи и сил. Вакцинируемся, взращиваем иммунитет и с осени возвращаемся к нормальной жизни: взрослые на работу, дети в школу, вечером в кино, в ресторан, в спортзал или бассейн, по пятницам в театр. Всем добра!

Комментарии
Copy
Наверх