Даже те, кто с трудом отличает тромбон от трубы, не скрывают своего недовольства тем, что правительство решило распустить представительные оркестры, пишет Postimees.
Без профессионального оркестра Эстония будет производить плохое впечатление на гостей (3)
Их слушали бывший президент США Барак Обама и принц Гарри, герцог Сассекский, шестой человек в очереди на британский престол. Они также играли для посещавших Эстонию Пап Римских - Иоанна Павла II и Франциска.
Но хватит с них: в конце прошлой недели командующий Силами обороны генерал-лейтенант Мартин Херем объявил, что с осени 1 сентября оркестр Сил обороны в полном составе будет распущен. Так правительство, возглавляемое Партией реформ, начало сокращать расходы.
Таким образом, репетиционный зал с хорошей акустикой на улице Татари в Таллинне, вероятно, с осени останется пустым. Последнее улучшение в нем было произведено в позапрошлом году, когда строители установили на потолке специальные пластины чтобы сберечь уши музыкантов. В залах с плохой акустикой уровень шума иногда может превышать сотню децибел. Такой громкий звук издают, например, бензопила или мотоцикл.
С осени, когда произойдет роспуск оркестра, его участникам, у многих из которых есть степень магистра в области музыки, придется искать себе новое место. Их навыки, на развитие которых каждый потратил не менее 20 000 евро из денег налогоплательщиков, по большей части окажутся бесполезными.
Будем уступать соседям
Возможно, некоторые из cокращенных найдут работу учителями музыки, предполагает Валдо Рюйтельмаа, генеральный директор Эстонского общества духовой музыки, дирижер по специальности, который полтора десятилетия играл в оркестре полиции, пока тот не стал Оркестром полицим и погранохраны. Но он не исключает, что некоторым оркестрантам придется зарегистрироваться как безработные или пойти, например, на работу по продажам, которая, в отличие от игры на инструменте, где профессионального уровня достигают в среднем за 15 лет, не предполагает и пары недель обучения. «Людям нужно как-то зарабатывать на хлеб», - говорит Рюйтельмаа.
Postimees также хотел поговорить с представителями оркестра Сил обороны, но пресс-служба Сил обороны сообщила, что в сложившейся ситуации члены оркестра не хотят давать интервью.
Осенний роспуск оркестра Сил обороны означает, что останется только один из двух профессиональных духовых оркестров Эстонии - оркестр полиции и погранохраны. Однако в начале недели стало ясно, что и там недолго музыке играть осталось: правительственный топор экономики с начала нового года отрубит и эти 30 профессиональным музыкантам доступ к государственной кормушке. Министр внутренних дел Кристиан Яани, правда, предложил идею создания одного оркестра на базе двух сокращенных, но дирижер оркестра полиции и погранохраны Рийво Йыги уже отклонил эту идею как неэффективную.
Если оба профессиональных оркестра будут ликвидированы, в Эстонии останутся только самодеятельные оркестры, всего около 100. В большинстве из них - от 20 до 30 музыкантов.
По словам Рюйтельмаа, в Эстонии почти три тысячи исполнителей на духовых инструментах, начиная со школьников и заканчивая пенсионерами. Тех, кто этим зарабатывает на хлеб, по его оценке, примерно 150, и почти половина из них состоит в окрестре Сил обороны или полиции и погранохраны.
Когда с нового года количество эстонских профессиональных духовых оркестров сократится до нуля, контраст с соседними странами станет весьма резким. В Латвии шесть профессиональных духовых оркестров, , в Литве - двенадцать. Военных и городских оркестров в Латвии три, в Литве - шесть. По словам Рюйтельмаа, в Финляндии также есть шесть штатных военных оркестров.
Ужасный звук
Рюйтельмаа, который дирижировал Кейласким городским оркестром в течение двух десятилетий, не считает возможным, основываясь на своем опыте, чтобы расформированный профессиональный оркестр при необходимости созывался по принципу резервистов - например, когда какой-нибудь важный глава государства посещает Эстонию. Он описывает ситуацию, когда самолет президента США приземляется в Таллинне в десять часов утра, но в Эстонии его не сможет встретить профессиональный оркестр, потому что некоторые музыканты просто не смогут в такой час покинуть рабочее место на новой работе.
И даже если оркестр удастся собрать в сокращенном составе, «я не хочу думать о том, как будет звучать этот оркестр», - говорит Рюйтельмаа.
«Они не смогут должным образом извлекать звук из инструментов, потому что у них не было достаточной практики. А если уже на летном поле во время приема гостей все играют кто в лес, кто по дрова, это не соответствует этикету, и какое тогда останется первое впечатление о нашей стране?»
По словам Рюйтельмаа, и премьер-министр Кая Каллас и президент Керсти Кальюлайд должны быть заинтересованы в том, чтобы рядом с ними играл профессиональный оркестр. Такой как оркестр Сил обороны. «Ни один другой эстонский духовой оркестр не может предложить аналогичный уровень», - подтверждает он.