Cообщи

От редакции Угон по-белорусски, или Когда власти запутались в своих версиях (13)

Протест в Польше после принудительной посадки пассажирского самолета авиакомпании Ryanair в аэропорту Минска и задержании белорусского оппозиционного журналиста Романа Протасевича.
Протест в Польше после принудительной посадки пассажирского самолета авиакомпании Ryanair в аэропорту Минска и задержании белорусского оппозиционного журналиста Романа Протасевича. Фото: SERGEI KARAZY/REUTERS

23 мая все мировые СМИ облетела новость о принудительной посадке пассажирского самолета авиакомпании Ryanair в аэропорту Минска и задержании белорусского оппозиционного журналиста Романа Протасевича.

Пассажирский лайнер совершал рейс из Афин в Вильнюс, когда белорусские власти в своем воздушном пространстве вынудили экипаж самолета совершить посадку в Минске, заявив, что на борту находится бомба. При этом для сопровождения гражданского самолета подняли истребитель МиГ-29, вооруженный ракетами класса «воздух-воздух».

После посадки бомбу не обнаружили, зато, какой сюрприз, на этом борту среди пассажиров совершенно случайно оказался объявленный в межгосударственный розыск бывший главный редактор телеграм-канала «NEXTA», главный редактор телеграм-канала «Беларусь головного мозга» Роман Протасевич. Он и его подруга, гражданка России Софья Сапега были сняты с рейса и задержаны.

Страны Европы, белорусская оппозиция и правозащитные организации назвали принудительную посадку самолета и задержание журналиста государственным терроризмом, актом воздушного пиратства и похищением человека.

Через сутки после задержания появился видеоролик с Протасевичем, который сообщил на камеру, что у него нет проблем со здоровьем, сотрудники правоохранительных органов относятся к нему корректно и по закону, а он сотрудничает со следствием и дает признательные показания по факту организации массовых беспорядков.

Этот ролик не вызвал никакого доверия и многие заподозрили, что Романа вынудили сказать это на камеру. И на это есть свои основания, ведь еще свежа в памяти ситуация со Светланой Тихановской, когда она в августе прошлого года, находясь в Белоруссии, записывала видеообращение, в котором призвала жителей страны не выходить на площади. Позднее выяснилось, что тогда Тихановская сделала это не по собственной воле, а под давлением властей.

Белорусская власть в свое оправдание сначала заявила, что информация о минировании якобы пришла от имени палестинского движения ХАМАС и даже предоставила текст того самого сообщения. Но в ответ на это заместитель главы политбюро палестинского движения Муса Абу Марзук заявил, что ХАМАС не имеет никакого отношения к инциденту.

Через два дня Лукашенко уже говорил, что сигнал о минировании самолета поступил из Швейцарии, а сообщение об этом поступило в Афины, Вильнюс и Минск одновременно. Но Швейцария опровергла и эту информацию и заверила, что не имела и не передавала никакой информации о минировании самолета.

Также, по словам Лукашенко, самолет Ryanair сел в Минске, потому что его не захотели принять аэропорты Вильнюса, Варшавы, Львова и Киева. Но и это заявление не нашло подтверждения: варшавский аэропорт, украинские аэропорты, а также аэропорт Афин сообщили, что не получали просьбы принять самолет авиакомпании Ryanair.

Кроме того, 27 мая компания Proton Technologies, предоставляющая услуги защищенной электронной почты, официально подтвердила, что письмо о бомбе на борту было отправлено через 24 минуты после того, как белорусские диспетчеры сообщили экипажу об угрозе.

То есть ничего из заявленного не подтвердилось, поэтому вывод напрашивается сам собой — белорусские власти с помощью ложной угрозы взрыва угнали европейский пассажирский самолет с целью задержать уехавшего из страны неугодного им оппозиционного журналиста.

Пока до конца неизвестно, насколько масштабные последствия повлекут за собой действия белорусской власти. На данный момент авиакомпании стран-членов ЕС отказываются от полетов над Белоруссией. Некоторые страны, в том числе и Эстония, решили запретить авиакомпаниям Белоруссии и вылетающим из этой страны самолетам приземляться на территории своих стран, взлетать оттуда или лететь в их воздушном пространстве.

Главы МИД стран-членов ЕС только обсуждают, каким способом Евросоюз может оказать на нынешнее белорусское руководство максимальное давление. Ожидается, что новые санкции ударят по больному - коснутся прибыльной калийной промышленности, нефтехимических компаний и финансового сектора Белоруссии. Пока санкции коснулись только простых людей, столкнувшихся с внезапными авиаограничениями. А когда по соседству есть влиятельный союзник, готовый прикрывать диктатора, для самого Лукашенко санкции со стороны западного мира могут оказаться не столь эффективными.

Наверх