Купить другому человеку лекарства все еще непросто

Copy
Фото иллюстративное.
Фото иллюстративное. Фото: Elmo Riig / Sakala

Согласно решению суда, интернет-аптеки не могут показывать третьим лицам действующие рецепты человека на основании его личного кода, что затрудняет, например, покупку лекарств онлайн для пожилых близких, пишет Postimees.

В ноябре прошлого года Инспекция по защите данных (AKI) выпустила предписание-предупреждение трем аптекам приостановить показ рецептов третьим лицам на основании личного кода того, кому выписали рецепт на лекарство. По сути, в каждой из интернет-аптек - apotheka.ee, sydameapteek.ee и azeta.ee - любой мог ознакомиться с рецептами человека, личный код которого ему известен, также было возможно и выкупать лекарства.

Таким образом, Инспекция по защите данных приостановила показ на основании личного кода списка действующих рецептов людей другим лицам.

Однако Mustamäe Apteek OÜ обратилась в Таллиннский административный суд из-за предписания-предупреждения Инспекции по защите данных. В четверг суд решил не удовлетворять жалобу аптеки.

Руководитель Mustamäe Apteek OÜ Юрген Янезе сказал, что в Эстонии ежегодно выписывается около 10 миллионов рецептов на лекарства, почти четверть из них, или несколько миллионов рецептов реализуются третьими лицами, и значительная часть из них в онлайн-аптеках. «Как правило, родители покупают лекарства детям, приобретаются лекарства и для пожилых людей или опекуны покупают их своим подопечным. Потенциально десятки тысяч людей могут остаться без жизненно важных лекарств, потому что эти целевые группы часто не могут сами справиться в интернете с ИД-картой, mobiil-ID или Smart-ID, чтобы сделать электронную доверенность», - пояснил Янезе.

Председатель правления Эстонской палаты провизоров Карин Аламаа-Аас сказала, что противоречащую закону ситуацию долгое время не замечали. «Мы не должны оправдывать нарушение закона, но мы должны попытаться найти способ исполнять закон таким образом, чтобы лекарства были доступны, а конфиденциальность людей защищена», - сказала Аламаа-Аас.

Аламаа-Аас объяснила, что когда дигирецепты были разработаны и их стали использовать, то с самого начала нужно было сделать так, чтобы рецепты были по умолчанию приватными и их мог видеть только пациент. «А получилось, что все рецепты по умолчанию были общедоступными, кто этого не хотел, могли поставить галочку и сделать их приватными. Как так получилось, я не знаю», - отметила она.

Заместитель председателя комиссии по социальным вопросам Рийгикогу Хельмен Кютт (SDE) сказал, что это определенно проблематичная ситуация, когда доступ к лекарствам, например, для пожилых людей, людей с особыми потребностями, а также для детей через э-аптеку, затруднен для третьих лиц. «Узкие места особенно очевидны во время кризисов, например, во время кризиса здравоохранения, связанного с коронавирусом», - пояснил он.

Возможные решения

Кютт отметил, что до сих пор из обсуждений создавалось впечатление, что рецепты с доверенностью были бы одним из решений. «Это правда, что возможность сделать доверенность все еще существует на портале для пациентов, но на практике она используется редко», - признал Кютт.

В то же время, по словам Кютта, важно предложить решение в срочном порядке, чтобы устранить проблему, которая неуместна для э-государства, и обеспечить хорошую и быструю доступность лекарств, а также защиту личных данных.

Аламаа-Аас считает, что лучшим решением было бы предоставить переходный период, в течение которого рецепты сделают приватными, и будет дано время для назначения уполномоченных лиц - те, кто этого не сделает, смогут покупать только выписанные им лично лекарства. Она добавила, что любой, кто уже сделал это, может получить свои лекарства через интернет-аптеку через третье лицо. 

Янезе отметил, что конфиденциальность людей в интернете очень важна, но не менее важно их здоровье. «Есть очень простые технические возможности решить проблему без больших затрат. Выписывая рецепт, семейный врач, задавая пациенту вопросы, сам назначает статус рецепта: общедоступный, то есть видимый для третьих лиц или приватный», - сказал Янезе.

Наверх