Главные потери от войны выражены не в потраченных шекелях, а в недополученных, сходятся во мнении исследователи.
"Дополнительные затраты вытекают также из потерянных возможностей в торговле с палестинцами и арабским миром в целом, из сокращения турпотока и доступа к относительно дешевой палестинской рабочей силе", - добавляют они.
Достаточно вспомнить, как в 2000 году туристы, привлеченные в Святую землю редким юбилеем, потратили в Израиле 3,5 млрд долларов, а среди паломников оказался даже папа римский, редкий гость в Иерусалиме.
Но осенью началась вторая интифада, и на годы Израиль потерял привлекательность для туристов. Центральный банк оценивал потери от палестинского восстания почти в 4% ВВП в год. А за все четыре года и четыре месяца интифады израильская экономика создала национального богатства на 20 млрд долларов меньше, чем смогла бы произвести в мирное время.
"Обострения конфликта (например, интифады) лишают инвесторов оптимизма, подрывают туризм и сокращают потребление, поскольку под удар попадают густонаселенные районы. И это сокращает устойчивость экономики Израиля. Не случайно в 1950-1985 годах страна пережила лишь две рецессии, а с 1985 по 2014 - уже четыре", - отмечают исследователи The Aix Group.
Сейчас официальный военный бюджет - примерно 5% ВВП, но в течение года он традиционно раздувается еще более чем на 1% ВВП за счет дополнительных трат на спецслужбы, а в неспокойные годы - даже больше из-за непредвиденных затрат на военные операции. Вместе со скрытыми расходами на мобилизацию ресурсов - человеческих, земельных и т.д. - цифра раздувается до 13% ВВП.
Но даже если случится чудо и палестино-израильский конфликт будет урегулирован, Израиль еще долгое время будет тратить на оборону намного больше других стран.
"Однако расходы эти сократятся значительно. Возьмем в качестве примера мир с Египтом. В последующее десятилетие оборонный бюджет сократился вдвое с 20% до менее 10% ВВП. При аналогичном снижении в случае мира с палестинцами прямые и косвенные затраты Израиля на безопасность сократятся с 13% до менее чем 7% ВВП. Это существенное снижение", - пишут ученые.
Американская помощь
Затраты на поддержание статус-кво в палестино-израильском конфликте были бы серьезнее, если бы не помощь доноров. Главный помощник Израиля тут - США, которые дают денег большей частью на закупки американского же оружия.
И демократы, и республиканцы всегда с упоением финансировали ключевого союзника США на Ближнем Востоке, и в итоге Израиль оказался крупнейшим получателем американской помощи после Второй мировой войны.
При республиканце Джордже Буше-младшем США выделили Израилю около 30 млрд долларов на 10 лет, а когда это соглашение истекло, теперь уже демократ Барак Обама подписал столь же щедрый новый пакет помощи: 38 млрд на 12 лет до 2028 года.
Американцы помогают и соседям Израиля, помирившимся с ним. Иордания и Египет получили в 2019 году примерно по полтора миллиарда долларов. А президент Джо Байден возобновил выделение гуманитарной помощи еще и палестинцам, отмененное его предшественником Дональдом Трампом в 2018 году. В нынешнем году они получат 235 млн.
Демократы во главе с Байденом шли на прошлогодние выборы президента и конгресса с обещанием "железной поддержки" Израиля. Однако некоторые представители левого крыла демпартии, включая сенатора Берни Сандерса, предлагают "пристально взглянуть" на то, как Израиль расходует полученные деньги, и надеются сорвать запланированную поставку Израилю "умных" вооружений на 735 млн долларов.