Исследование: пандемия COVID-19 усугубила гендерное неравенство в Эстонии

Copy
Фото иллюстративное.
Фото иллюстративное. Фото: Jüri Rüsülainen / Valgamaalane

Во время пандемии коронавируса увеличилось гендерное неравенство, поскольку с закрытием школ и детсадов уход за детьми и заботы по дому по большей части легли на плечи женщин. Это уменьшило их возможности заниматься хорошо оплачиваемой работой, выясняется из анализа, заказанного Эстонским научным агентством.

Во время пандемии, особенно в период чрезвычайного положения и нахождения людей дома, Эстония сильно откатилась назад в гендерном равенстве. Эстония оказалась в прошлом, где забота о детях и других нуждающихся в помощи близких по большей части является обязанностью женщин. При этом они оказываются без поддержки официальных служб по уходу, часто отказываясь от оплачиваемой работы или уменьшая ее объем.

Сложнее всего во время пандемии было родителям-одиночкам, работникам передовой линии и родителям детей с особыми потребностями, выясняется из анализа Praxis «Социально-экономическое влияние пандемии COVID-19 на гендерное равенство».

«Пандемия очень сильно ударила по гендерному равенству, - подтвердила один из авторов анализа, аналитик Сандра Хаугас. - Во время пандемии у женщин появилась куча дел. В этом смысле пандемия вернула нас во времена гендерного равенства, как это было сто лет назад, когда женщина находилась дома, так сказать, на неоплачиваемой работе». 

Но и до пандемии женщины тратили больше времени на уход за детьми и выполнение домашней работы, чем мужчины. Анализ Praxis показал, что неоплачиваемая работа, такая как уход за детьми, приготовление пищи, уборка дома, планирование питания, распределение домашних заданий среди членов семьи, чтение и ответ на электронные письма из школы, во время пандемии в основном выполнялись женщинами. 

Это привело к значительным трудностям для женщин в совмещении работы и семейной жизни, в результате чего некоторые были вынуждены сократить или отказаться от своей оплачиваемой работы. Это также уменьшило сон женщин и время, отведенное на себя, а также усугубило проблемы с психическим здоровьем. 

Родители, независимо от пола, были обеспокоены тем, как они справятся с пандемией: в некоторых случаях коронавирус уже оказал негативное воздействие на детей, например, в виде трудностей при обучении или других проблем с психическим здоровьем. 

Согласно анализу Praxis, отказ во время пандемии от карьеры или работы на полную ставку во имя семьи будет иметь долгосрочное влияние на гендерное равенство на рынке труда. Нынешний отказ от работы в долгосрочной перспективе, вероятно, повлияет на карьерный рост и трудовую занятость женщин, включая разницу в оплате труда мужчин и женщин и разницу в пенсиях. 

Анализ показал, что в Эстонии не было принято достаточных мер сохранения гендерного равенства во время пандемии. Не было и принято достаточно мер для того, чтобы родители успешно справились со сложившейся ситуацией. Из примененных методов больше всего родители были удовлетворены продуктовыми наборами и освобождением от платы за посещение детсада.

Так как речь идет о местных, а не государственных мерах, возникло определенное региональное неравенство в предлагаемой семьям помощи: в одних местных самоуправлениях в продуктовых наборах предлагали готовую еду, что позволяло лучше совмещать работу и семейную жизнь, в других местных самоуправлениях предпочтение отдавалось сухим продуктам, что не сильно выручало родителей. В одних местных самоуправлениях отменили плату за посещение дошкольных образовательных заведений, а во вторых — нет.

Родители также раскритиковали управление кризисом, подчеркнув плохое планирование, недостаточную смелость в принятии решений, необоснованное принятие решений, перекладывание ответственности на людей, отсутствие сотрудничества с частным сектором и неудачную коммуникацию, которая включала в себя нечеткие сообщения, недостаток информации, недостаток эмпатии и запугивание. 

В формировании политики гендерная перспектива не принималась во внимание. И хотя те, кто занимается социальной политикой и гендерным равенством, осознают, что пандемия могла негативнее сказаться на женщинах, чем на мужчинах, в действительности же при формировании политики Эстонии гендерные аспекты учитывались очень мало: по сути, это только помощь жертвам насилия, в эту сферу были направлены дополнительные ресурсы для поддержки женщин, которые пострадали от семейного насилия во время пандемии. Хотя важность гендерной перспективы обсуждалась при формировании политики, решение было принято в пользу универсальных мер, то есть они не были нацелены на каждую гендерную группу в отдельности. 

«Это указывает но то, что политики осознали, что пандемия может оказать негативное влияние на гендерное равенство, но им все еще не удалось разработать меры по смягчению последствий. Гендерное равенство все еще не является достаточно важной ценностью в эстонской политике, чтобы отстаивать ее, - сказала Хаугас. 

Praxis советует тем, кто формирует политику, поддерживать успешное преодоление кризиса родителями, мужчинами и женщинами, разработкой соответствующих мер, которые, прежде всего, были бы направлены на совмещение работы и семейной жизни, а также на сохранение здоровья. Меры должны учитывать разнообразие потребностей как по полу, так и по социальным группам. Например, потребности родителей-одиночек и многодетных семей весьма разные. Родители-одиночки нуждаются в психологической поддержке для снижения чувства одиночества и в предотвращении проблем с психическим здоровьем, а также в доставке продуктов питания и лекарств на дом, помощи в заботе о детях и так далее. Для многодетных семей важна возможность уединиться для выполнения какой-либо работы.

Анализ проводился в рамках проекта RITA 1 «Оценка экономических последствий COVID-19 и эффективности разработанных политических методов по их смягчению». Цель проекта — предоставить современные и качественные данные для разрешения кризиса, вызванного пандемией коронавируса, и оценить экономическое влияние разработанных мер по смягчению последствий кризиса.

Заказчиком исследования является SA Eesti Teadusagentuur. Работа финансировалась через Европейский фонд регионального развития из бюджетов программы RITA Эстонского научного агентства и эстонского государства. Praxis - это независимый аналитический центр, работающий в общественных интересах. 

Комментарии
Copy
Наверх