Не успела Кая Каллас насладиться своим триумфом в Брюсселе (всё-таки, хоть и «на троих», в компании с главами государств Латвии и Литвы, но её встреча с президентом США Джо Байденом на полях саммита НАТО состоялась, и до заокеанского партнёра были донесены чаяния и тревоги стран Балтии), как на родине её ожидал холодный душ. Оппозиция внесла-таки в парламентское производство заявление о выражении недоверия премьер-министру. Персонально…
Требуются нормальные рабочие лошадки (3)
Инкриминировались главе кабинета, а через неё – и всему правительству, грехи, за которые в мирное время положено отлучать от церкви и предавать остракизму, а в военное – расстреливать перед строем три раза.
А именно: разрушение и поворачивание вспять всех достижений предыдущего кабмина, нанесение ущерба безопасности Эстонии, её конкурентоспособности и чувству защищенности жителей. При этом текст заявления изобилует намеками и прямыми обвинениями конспирологического характера на предмет существования в Эстонии полицейского и глубинного государства.
Именно по этой причине третья оппозиционная партия – Социал-демократическая – отказалась поставить свою подпись в компании с EKRE и Отечеством. Соцдемы, посовещавшись, от участия в данной операции отказались, пообещав, впрочем, что в ближайшее время сформулируют и предъявят в Рийгикогу свои претензии, и с той же целью – вотума недоверия. Но альтернативного…
Вот вам еще и кепочка!
У социал-демократов аргументация вроде более конкретная. Собственно, речь идет о главном, по мнению авторов альтернативного демарша, проступке коалиции: «Под руководством премьер-министра Каи Каллас правительство навязывает обществу политику жесткой экономии, что напрямую вредит развитию Эстонии. Изжившие себя сокращения создадут новые несправедливость и неравенство и снизят благосостояние и перспективы многих людей».
Хорошо, допустим, какое-то рациональное зерно в таких рассуждениях имеется. А что дальше? Какие предложения?
Было бы ошибкой утверждать, что все эти упреки и обвинения беспочвенны. Суть в другом. Конкретно – в выбранном моменте. И большой вопрос: случайно ли подача заявления о начале процедуры выражения недоверия правительству совпала во времени с возвращением премьер-министра из Бельгии. Не бывают такие совпадения случайными.
Можно, конечно, объяснить ситуацию так: процедура вотума тянется уже давно, EKRE постоянно ведет переговоры с партнерами по оппозиции (можно так сказать?), предлагая выступить единым фронтом… и т.д., и т.п. А тут у них саммит подоспел. Ну, не отменять же здесь из-за таких пустяков уже начатое!
На что можно возразить: даты открытия и работы саммита были известны еще несколько месяцев назад. При наличии желания и ловкости рук (чего у EKRE не отнимешь) – пара пустяков так построить график переговоров и выступлений, чтобы финальный аккорд пришелся как раз на момент возвращения премьера с букетами и поздравлениями.
Тогда вопрос: а для чего? Тут вообще не над чем голову ломать. Во-первых, просто чтобы было: и замутнение воды, и – если всё срастется – сам вотум, отставка кабинета и всё вытекающее отсюда.
А во-вторых… Есть такой старый одесский анекдот. Изложу кратко, хотя это и обидно. Некий Большой Человек из Кишинева разжился отрезом дорогой импортной ткани и захотел пошить себе костюм. Но никто не брался: такой Большой Человек и такой маленький отрез… Наконец, БЧ попал в Одессу, где жил старый портной, которого ему порекомендовали знающие люди. Тот сшил для БЧ шикарный костюм точно по фигуре. Тогда заказчик воскликнул: «Как вам это удалось?! В Кишиневе ни один портной не брался шить – говорят, мол, такой Большой Человек, такой маленький отрез…». На что портной ему ответил: «Это вы в своем Кишиневе Большой Человек, а здесь вы – пустяк! (эвфемизм, – В.И.) Вот вам еще и кепочка из обрезков!»
То есть, типа, это в НАТО, среди разных там президентов и генсеков, вы, мадам, может, и пользуетесь уважением, авторитетом. А здесь вы … должны знать своё место! Так что и без кепочки обойдетесь.
Мы и сами с усами!
Такая трактовка не лишена оснований. Известно, мягко говоря, неоднозначное отношение народных консерваторов к европейским структурам, которые, по мнению лидеров EKRE, диктуют Эстонии невыгодные для неё решения, навязывают чуждые ей ценности, и вообще. Правда, в адрес НАТО таких реплик, вроде бы, не было слышно, но, тем не менее, эта организация тоже ограничивает нашу независимость, плохо влияет на суверенитет республики. Лучше было бы не платить свои деньги в общий котёл, а самим развивать свою обороноспособность, укреплять боевой дух нации и чувство защищенности жителей страны.
Так что щелкнуть по носу своего главу правительства на виду у только что жавших ему (ей!) руку участников саммита НАТО – можно сказать, святое дело.
…Вообще-то существование в государстве оппозиции – дело не только нормальное, но и жизненно необходимое. На то и щука, чтобы карась не дремал.
Но любая оппозиция должна быть прежде всего конструктивной. Сегодняшнее правительство заслуживает достаточно жесткой критики, в первую очередь за те плохо продуманные и непоследовательно реализовывавшиеся решения, которые принимались в борьбе с пандемией. А, кстати, базис для такой бестолковой политики был заложен как раз предыдущей коалицией, которая, чаяниями EKRE, больше времени и сил тратила не на насущные проблемы, а на разную чушь типа референдума о браке и семье. Из-за чего, в конце концов, и развалилась. Надо напоминать, кто громче всех кричал о необходимости этого референдума?
Это, собственно, и есть «все достижения предыдущего кабмина», которые «разрушает и поворачивает вспять» кабмин нынешний.
Так что время менять коней, похоже, действительно настало. Только надо определиться – каких коней? Жаль, нет такой процедуры, как легальная смена оппозиции. Рокировка с коалицией – не в счет.
Сегодня, после полугодового барахтанья в невнятице предпринимавшихся шагов и плохо продуманных решений, правящий дуумвират, наконец-то, выбрался на относительно твердую почву более-менее адекватных действий. Менять его на что-то другое – значит снова брести на ощупь в темноте, когда рядом уже проложена освещенная трасса.
В этих условиях правительству позарез необходима вменяемая, настоящая оппозиция, способная генерировать конструктивные идеи и помогать в их осуществлении. Требуются нормальные рабочие лошадки. Где взять такую оппозицию? Вот на какую тему надо бы провести референдум.