Госсуд: государство не может требовать информацию у операторов связи для расследования уголовных дел (1)

Copy
Государственный суд.
Государственный суд. Фото: Margus Ansu / Postimees

Государственный суд постановил, что для расследования преступлений нельзя требовать предоставления данных телефонной связи, которые операторы должны сохранять, поскольку действующий в Эстонии порядок сохранения и использования данных противоречит праву ЕС, а при востребовании противоправно сохраняемых данных было бы нарушено и гарантированное эстонской Конституцией право на неприкосновенность личной жизни.

Согласно пятничному решению криминальной коллегии Государственного суда, ни у прокуратуры, ни у суда нет права направлять в фирмы-операторы связи запросы, чтобы получить для расследования преступлений данные о движении звонков и местах расположения телефонов, которые хранятся в интересах следствия на основании Закона об электронной связи. В качестве доказательства в особых случаях можно использовать только те данные, которые были запрошены до вынесения решения Европейского суда от 6 октября прошлого года по делу La Quadrature du Net.

Этим решением Европейский суд подтвердил, что общее и иногда не совершенное сохранение данных, несмотря на аргументы многих стран-членов, в том числе и Эстонии, противоречит директиве ЕС о неприкосновенности частной жизни и электронной связи. И это несмотря на условия, введенные для доступа к данным. Таким образом, решения проблемы не принесут и находящиеся на обсуждении в  Рийгикогу поправки к закону, согласно которым право на выдачу разрешения для запроса этих данных должно перейти от прокуратуры к суду.

Коллегия считает, что с 7 октября 2020 года нарушение неприкосновенности личной жизни, спровоцированное использованием противоправно сохраненных данных, нужно считать умышленным и значимым, вне зависимости от того, выдали разрешение на сохранение данных прокуратура или суд. Использование данных в расследовании уголовных дел исключено до тех пор, пока эстонские законы, касающиеся их сохранения и использования, не будут согласованы с правом Европейского союза.

Госсуд отметил, что это решение не касается запросов по установлению идентитета пользователя телефона и доступа оперативных и правоохранительных структур к сетям связи на определенных законом условиях. Также клиент предприятия связи может запросить данные о себе и передать их правоохранительным органам.

Коллегия считает, что собранные до 7 октября на основании выданных прокуратурой разрешений данные при определенных условиях все же можно использовать в качестве доказательств. В числе прочего, при сборе доказательств нужно учитывать способ и масштаб нарушения, тяжесть преступления, интересы потерпевших и общественности, а также, можно ли получить доказательство того же содержания без нарушений. Также нужно проанализировать, можно ли причиненный вмешательством в личную жизнь вред каким-то образом смягчить, например, признав нарушение, облегчив наказание или уменьшив судебные издержки.

По практике Европейского суда, объяснить доступ к сохраненным данным связи можно, прежде всего, борьбой с тяжкими преступлениями. В эстонском праве понятие тяжкого преступления до сих пор не определено. По оценке Госсуда, тяжкими нужно считать, прежде всего, преступления первой степени тяжести.

В то же время, в зависимости от обстоятельств тяжкими могут быть и преступления второй степени, если их характеризуют, например, рецидив, систематичность, группа совершивших и большое количество потерпевших, а закон предусматривает за это в качестве максимального наказания пятилетний срок лишения свободы или преступление было совершено через средства связи. Коллегия подчеркнула, что для оценки преступления как тяжкого нужно обосновывать решение в каждом отдельном случае.

Госсуд отметил, что нарушения при использовании средств связи не дают основания для нового пересмотра уже вступивших в силу приговоров. С одной стороны, это важно для обеспечения устойчивости правовой гарантии и правоохранительной системы. С другой стороны, основанием для тестирования в уголовном деле может быть только какое-то новое фактическое обстоятельство, а не изменения, произошедшие в законе или судебной практике.

Пятничное решение Госсуда связано с уголовным делом обвиненного во многочисленных кражах, компьютерных мошенничествах и угрозах другим обвиняемым Хелиса Куусмаа (прежняя фамилия – Кару). Уездный и окружной суд признали его виновным, опираясь, в числе прочего, на данные, полученные от фирм связи. Но у Госсуда, рассматривавшего жалобу защитника Куусмаа, возникли подозрения, что использование этих данных может противоречить праву ЕС. Поэтому криминальная коллегия подала в 2018 году в Европейский суд ходатайство о предварительном решении, которое было вынесено 2 марта.

Госсуд считает, что использование данных связи в этом уголовном деле было необоснованным, поскольку прокуратура запросила слишком много данных и не объяснила, разрешив их использование, неизбежную необходимость этого. В то же время, для определения вины Куусмаа было достаточно доказательств, собранных по другому делу, поэтому признание его вины и наказание остались без изменений.

Поскольку, по оценке коллегии, безосновательным использованием данных связи незаконно вмешались в личную жизнь Куусмаа, для оправдания нарушения государство само покроет судебные издержки в размере 1403 евро, которые уездный суд взыскал с осужденного.

Наверх