Лицо недели Гори-гори, моя звезда… (25)

Copy
Егор Бероев.
Егор Бероев. Фото: Sayapin Vladimir

Вообще-то актер Егор Бероев, выходя с желтой шестиконечной звездой на сцену, где вручались премии «ТЭФИ – Летопись победы», пытался призвать к тому, чтобы не допустить вражды и ожесточенного разделения, но случилось ровно обратное.

Одни встретили его выступление аплодисментами, другие посчитали кощунственным использование символа Холокоста, третьи – причем включая научно-творческую интеллигенцию – задались вопросом, имеет ли вообще какой-то лицедей право на общественную позицию, четвертым не понравилось уже то, что Бероев встал в открытую оппозицию российским властям (при этом они попутно пнули не только отличившегося актера, но и российских либералов в целом), пятые просто по сложившейся привычке полили его грязью, потому что надо же кого-то ею полить.

Сравнение ограничительных коронавирусных мер, введенных в российских городах в связи с очередной вспышкой пандемии, и фашистского истребления евреев действительно оказалось ярким и неудачным. С одной стороны, оно вроде бы поднимало дискуссию о правах и стигматизации непривитых: творческий человек не устоял перед искушением усмотреть параллель между нынешними запретами на посещение публичных мест без прививки и вывесками в стиле «Собакам и евреям вход запрещен». Но гипербола оказалась столь вопиющей, что возмутились даже те, для кого вопрос прав индивида и его взаимоотношений с государством отнюдь не пустой звук.

«Мое тело – мое дело» - заимствованное из западной культуры клише. Но даже в либеральной Европе, не говоря об Израиле (где государство в случае общей опасности умеет мобилизовать население так, что вопрос о правах отходит на второй план), эпидемия вызвала ряд долгих, трудных и жестких ограничений. Почему Россия должна быть исключением? Можно понять тех, кто боится прививаться вакцинами, эффективность и безопасность которых не доказана (КовиВак и ЭпиВакКорона подвергались критике отнюдь не только с политической точки зрения), но относительно «Спутника» картина несколько иная. Отрицать необходимость вакцинации как таковой, ссылаясь на свое суверенное право, означает не понимать сути эпидемий и роли прививок в человеческой истории. И, увы, у вируса своя точка зрения на то, чье это тело.

Наверх