Вирусы — это простые существа, у которых одна цель: создавать больше копий самих себя. Однако их простая биологическая структура означает, что они не могут размножаться самостоятельно.
Вместо этого они должны вторгаться в клетки других организмов и захватывать их молекулярные репродуктивные механизмы. Вирусные инвазии включают связывание и взаимодействие со специфическими белками, продуцируемыми клеткой-хозяином — они называются вирусными взаимодействующими белками (VIP).
Следы древнего коронавируса
Исследователи применили современный компьютерный анализ к более чем 2500 геномам человека из 26 популяций по всему миру. Признаки адаптации были обнаружены в 42 различных генах человека, кодирующих VIP.
Эти VIP-сигналы присутствовали только в пяти популяциях, все из Восточной Азии. Это говорит о том, что предки современных жителей Восточной соприкасались с коронавирусом около 25 000 лет назад.
Дальнейшее тестирование показало, что 42 изменения произошли в основном в легких — ткани, на которую больше всего влияют симптомы Covid-19. Также было подтверждено, что эти белки напрямую взаимодействуют с вирусом SARS-CoV-2, ответственным за нынешнюю пандемию.
Другие независимые исследования также показали, что мутации в генах VIP могут опосредовать восприимчивость к SARS-CoV-2 и тяжесть симптомов Covid-19. Кроме того, несколько генов VIP в настоящее время используются для лечения Covid-19 либо в качестве мишеней для лекарств, либо в рамках клинических испытаний.
Данные свидетельствуют о том, что большинство адаптивных мутаций в геноме человека являются регуляторными мутациями – гены в ходе развития могут нуждаться, так сказать, в переписывании в разное время и в разных местах или в ответ на внеклеточные стимулы.
Когда 900 поколений назад вирус начал заражать группы хозяев, был произведен первый крупномасштабный естественный отбор, и с большей вероятностью свои гены могли передать те, кто уже был лучше способен сосуществовать с вирусом.
Постепенно сам вирус изменился вместе с организмами носителей, чтобы c выживанием человека обеспечить собственную устойчивость.
Обнаружение генов, затронутых историческими вспышками вируса, может помочь со временем улучшить лечение.