- Будет хуже! Миграционный кризис в Балтии может усилиться
- Лукашенко больше не будет препятствовать и наркотрафику
- Брекзит и EKRE – следствие первого миграционного кризиса
Вслед за Литвой миграционный кризис перекинулся на Латвию. В пограничных с Беларусью районах введено чрезвычайное положение. Есть ли гарантии, что Эстония не столкнется с этой проблемой?
На вопросы Rus.Postimees ответил в прямом эфире научный сотрудник Международного центра обороны и безопасности Калев Стойческу.
Выдержки из беседы:
– Преодолен ли пик кризиса? Помогла ли отмена рейсов из Ирака?
– Сейчас обстановка стала спокойнее, но я бы не был столь оптимистичен. Мы видим не просто миграционный кризис. Это неприкрытый акт агрессии против соседних с Беларусью стран – членов ЕС и НАТО, который осуществляется, несомненно, при поддержке Кремля.
Это гибридная война, демонстрация того, что Белоруссия и Россия намерены эскалировать обстановку.
– То есть, будет хуже?
– Будет хуже. Лукашенко сказал, что он больше не будет препятствовать не только нелегальной миграции, но даже наркотрафику в сторону Литвы, Польши и Латвии.
Это политика бандитизма и шантажа, которую Лукашенко называет ответом на 4-й пакет санкций ЕС против Белоруссии, а также на санкции США.
– Как действовать в такой ситуации? Предлагать новые санкции, по сути, ничего не значащие для Лукашенко?
– Этого они и хотят. Белоруссия и Россия добиваются новых санкций, эскалации ситуации. Логика миграции – это инструмент гибридной войны.
Вспомним 2015-2016 годы, когда миллионы сирийских беженцев направились через Турцию и Грецию в Европу, преимущественно в Германию.
Это произошло вследствие боевых действий режима аль-Асада с помощью России. В Кремле уже тогда поняли, что беженцы – это очень эффективный инструмент влияния на Европу, позволяющий дестабилизировать обстановку.
Что произошло после кризиса с беженцами? Случился Брекзит, появились праворадикальные партии, включая EKRE.
Сейчас этот же инструмент миграции используется для дестабилизации Литвы, Польши, Латвии и Эстонии.
– Какие выводы сделал ЕС? Как было бы сейчас мудрее всего действовать?
– Они как будто не ожидали, что такая волна придет не только с юга, но и с востока. Уже тогда, когда в Эстонии рассуждали на тему солидарности в отношении беженцев и многие были убеждены, что к нам никто не захочет ехать, я думал по-другому. И сейчас очевидно, что так и есть.
Посмотрим на ситуацию в Афганистане, где повсюду наступают талибы. Российский министр обороны Шойгу заявил, что Талибан контролирует границы Афганистана с Таджикистаном и Узбекистаном.
В Эстонию могут хлынуть десятки тысяч афганских беженцев через Среднюю Азию и Россию или через ту же Белоруссию. Это будет новый поток.
– Как можно оценить реакцию ЕС на кризис? Достаточно ли она эффективна и внятна?
– Что мы можем сделать? Опять санкции? Конечно, надо отвечать: и экономическими, и политическими способами.
В первую очередь необходимо сделать то, что в свое время мы просто проспали: нужно хорошо укрепить и обустроить восточную границу.
– Здесь возникает вопрос и о литовско-белорусской границе. Почему граница в Литве оказалась настолько дырявой? Куда девались деньги на ее обустройство? Они же выделялись...
– Это 680 километров, которые практически не защищены против такой угрозы, как нелегальная миграция. Беженцы могут проникнуть, где угодно. Литовцы не смогли предусмотреть масштаб проблемы. Граница демаркирована, но не обустроена.
– Оправдали ли себя санкции, жесткое реагирование на границе и выдавливание мигрантов обратно в Белоруссию?
– Это еще не жестко. Этого мало. Данные меры непропорциональны тому, что сделала Россия, захватив силой территорию другой страны. Сегодня Россия очень умно использует Белоруссию и режим Лукашенко как свой инструмент. Конечно, Москва и Минск никогда не уступят давлению и не станут корректировать свою политику.
Подробнее в повторе!
/nginx/o/2021/08/11/13983362t1h3541.jpg)
- Преодолен ли пик миграционного кризиса? Помогла ли отмена авиарейсов из Ирака?
- Оправдало ли себя жесткое реагирование на границе и выдавливание мигрантов обратно в Белоруссию?
- Почему граница в Литве оказалась настолько дырявой? Куда девались средства на ее обустройство?
- Может ли проблема усугубиться? Придется ли Эстонии принимать потоки мигрантов?
- Достаточно ли эффективна и внятна реакция ЕС на кризис?
Одежда ведущей: Tallinna Kaubamaja/Pinko