Весной 2007 года прокремлевская молодежная организация «Наши» регистрировала сотни молодых людей, готовых поехать в Эстонию, чтобы на Тынисмяги в Таллинне, где стоял Бронзовый солдат, нести «вахту памяти».
Нашисты готовились к акциям в Эстонии
Как стало известно из документов, распространенных на днях в российском Интернете, если поначалу активистов находили с трудом, то позднее региональные отделения «Наших» представляли списки, насчитывавшие сотни желающих поехать в Эстонию.
Эти материалы добыли и распространили хакеры из российского звена хакерской группы Anonymous.
Расходы несли «Наши»
Из этих документов следует, что рядом с именем каждого человека, желающего поехать в Эстонию, составители списков должны были указывать, в каком размере люди готовы лично поддержать проект, при этом исходили из того, что расходы на каждого человека составят 12 000 рублей (около 300 евро).
Добровольцы должны были оплатить половину суммы, т.е. 6000 рублей, но на практике вклад направлявшихся в Эстонию составлял ноль рублей — оплачивала организация. Во всяком случае, именно так обстояло дело с тремя молодыми людьми из Рязани, которых 5 июня 2007 года на эстонской границе развернули обратно.
Из преданных огласке счетов и отчетов следует, что активистам движения «Наши» в Таллинне обеспечивали не самые плохие условия, например, проживание в Kalev Spa или в Meriton Old Town. Для некоторых в стоимость поездки включалась и экскурсия по городу.
О том, как было организовано пребывание нашистов в Эстонии, можно понять из письма помогавшего организации человека, имеющего якобы сетуские корни. Письмо адресовано Александру Гагиеву, одному из главных организаторов акций «Наших» в Эстонии.
Помощник напоминает, что личные контакты с ним поддерживать нельзя, что связь следует держать не по телефону, а по Интернету. В телефонах нужно удалить все контакты и SMS-сообщения. Ночевать следует отдельно, но недалеко друг от друга, телевидение должно быть к акциям готово, через границу не перевозить символику «Наших» и т.д.
Еще один активист «Наших», имя которого фигурирует в документах, это Константин Голоскоков, взявший на себя позднее организацию кибератак против Эстонии. В сентябре 2007 года Голоскоков составил и направил Гагиеву конкретный план действий, в котором описывал, как он намерен организовать акцию протеста против Эстонии.
При этом существенную роль должен был сыграть неоднократный отказ в предоставлении эстонской визы, о выдаче которой собирался ходатайствовать Голоскоков. После этого он намеревался разбить палатку перед зданием эстонского посольства и организовать бессрочный пикет.
Большая часть этой информации почерпнута из присваиваемой Гагиеву переписки с лицами, которые помогали организовать «вахту памяти» и другие акции, связанные с Эстонией. На центральную роль Гагиева указывает и КаПо в отчете за 2007 год.
Организатор акций
Как сказано в этом документе, в деле организации акций против Эстонии важную роль сыграл Александр Гагиев, умело воспользовавшийся тем, что российская молодежь была не в курсе происходившего в Эстонии.
КаПо отмечает также, что большинство активистов «Наших», отправленных в Эстонию, реально были связаны с организацией недолгое время. «Они представляли собой сторонников движения, которые находились на самой низшей ступени, хотя пропаганда именовала их комиссарами», — говорится в документе.
По оценке КаПо, «юные антифашисты-добровольцы», как называли их российские СМИ, участвовавшие в акции на Тынисмяги, на самом деле были хорошо оплачиваемыми гастролерами (очевидно, за счет российских налогоплательщиков). Движение «Наши», как утверждает КаПо, компенсировало участникам акций не только все расходы на поездку в Эстонию (билеты, гостиничные счета), но и платило по 5000 рублей.
«Это был своего рода экстремальный туризм российской молодежи — не смертельно, но нервы пощекотать можно. Некоторые из молодых людей, задержанных в Таллинне, даже не знали, что Бронзовый солдат установлен в другом месте», — отмечается в годовом отчете.
Как видно из документов, обнародованных в Интернете в последнюю неделю, в период с 25 мая по 7 июня 2007 года движение «Наши» потратило на организацию «вахт памяти», включая текущие расходы, расходы на билеты и размещение,
233 000 рублей, или почти 6000 евро.