«Медленное дыхание»: поэзия как звено между жизнью и смертью

Елизавета Калугина
Copy
Сцена из спектакля «Медленное дыхание».
Сцена из спектакля «Медленное дыхание». Фото: Анна-Мария Васьковская

В малом зале ЦРК состоялся режиссерский дебют актера Эдуарда Теэ — постановка «Медленное дыхание», рассказывающая истории трех очень разных женщин. Это иммерсивный документальный спектакль, но если отбросить красивые слова — трогательный, захватывающий, с полным эффектом погружения в реальность героинь. Автор текста, который лег в основу постановки, — Наталья Маченене.

Две благообразные пожилые женщины — Анне (Лийна Тенносаар) и Мария (Татьяна Маневская) — устраивают в доме престарелых поэтический вечер. Они долго и с энтузиазмом готовились к нему, предвкушали и ждали. Это не просто вечер, а своего рода кульминация нескольких недель, а может, даже месяцев их небогатой событиями жизни. Рядом с ними медсестра Пирет (Лийа Канемяги) — излучающая заботу материнская фигура, до поры до времени остающаяся в тени.

Вечер воспоминаний

Возможно, такая завязка кого-то отпугнет. «Дом престарелых, поэтический вечер — что-то чуждое и не очень захватывающее, совсем не про меня и не для меня», — может подумать он. Однако особенность любого по-настоящему талантливого произведения — будь то книга, фильм или спектакль — в том, что, как бы далеки обстоятельства жизни героев и их возраст ни были от зрителя, появляется ощущение полной сопричастности происходящему, а в какой-то момент и вовсе понимаешь — это как раз про тебя. Искусство стирает возраст и прочие условности, остаются только чувства и душа.

Особенно подкупает мнимая неотшлифованность действа: поэтический вечер двух пожилых женщин трогателен в своей простоте — героини запинаются, перебивают друг друга и очень волнуются. Все это удивительным образом переносит в пространство дома престарелых и заставляет сопереживать и симпатизировать Анне и Марии. Впрочем, проникнуться симпатией к героиням не составит труда — в них без труда угадываются черты знакомых. Временами возникает чувство, что актрисам даже не нужно играть: часть бэкграунда героинь у них и так имеется. Анне и Мария — собирательные образы, они словно слепки с русской и эстонки этого поколения. Их личные истории неотделимы от истории Эстонии и России 20 века, они пережили весь круговорот исторических событий с разной степенью потерь. Воспоминания — это все, что теперь у них есть.

Разные национальности, менталитет, мировоззрение и облик ничуть не мешают их дружбе, даже наоборот. Они находят точки соприкосновения в поэзии, своей общей боли и взаимной поддержке; дни национализма и ксенофобии были бы сочтены, если бы все последовали примеру Анне и Марии.

Поэзия, в частности поэзия Цветаевой, играет в спектакле ведущую роль. Она становится связующей нитью между героинями, может быть, даже между ними и самой жизнью, придает цельности и музыкальности постановке, делает ее завершенной и живой.

Школа эмпатии

«Медленное дыхание» во многом перекликается с оскаровской драмой «Отец», которая шла в кинотеатрах как раз в первой половине лета, когда состоялась премьера спектакля. Режиссер Флориан Зеллер снял фильм по собственной одноименной пьесе, которая почти десятилетие назад прославила его как драматурга. «Отец» позволяет взглянуть на мир глазами страдающего деменцией человека, раскрывает ход мыслей больного старика, показывает неочевидную логику его действий и все, что составляет его хрупкий внутренний мир. Нечто похожее делает и «Медленное дыхание»: спектакль аналогичным образом учит эмпатии и рисует картину жизни стариков, полную одиночества и угасания. Однако нет сомнений, что героини спектакля счастливее персонажа «Отца»: благодаря поэзии, песням и общению радость не покинула их жизнь.

Сцена из спектакля «Медленное дыхание».
Сцена из спектакля «Медленное дыхание». Фото: Анна-Мария Васьковская

Иммерсивная составляющая здесь ненавязчива и уместна, она призвана сократить дистанцию между зрителем и актерами и в полной мере ощутить себя участником этого необычного поэтического вечера. А в сценах с физзарядкой и в финале дистанция исчезает вовсе и зрители оказываются полностью вовлечены в пространство спектакля. Для Анне и Марии поэтический вечер — это терапевтический опыт, и в не меньшей степени — для зрителя.

Воспоминания героинь, их рефлексия и разговоры о прошлом способны удивительным образом подсветить для зрителя его настоящее и, возможно, подтолкнуть к неожиданным откровениям. Спектакль заканчивается настоящим катарсисом, а сопереживание происходящему выходит далеко за рамки сценического действа, будит собственные воспоминания и, что намного важнее, оставляет в душе нежный, но стойкий след.

Это история о жизни и смерти, единстве и дружбе, которым не помеха национальные и любые другие различия. На первый взгляд, спектакль апеллирует в первую очередь к аудитории возраста главных героинь, но это не так. Он для всех и для каждого.

Спектакль можно посмотреть 13, 15, 16 и 27 сентября в Малом зале Центра русской культуры.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх