После затяжных дождей в понедельник после полудня внезапно было солнечно и по-летнему тепло: погода словно намекала депутатам, что негоже в такой день надолго задерживаться в зале заседаний. Хотя, скорее, это простое совпадение.
Из зала Рийгикогу ⟩ На горизонте забрезжила новая интрига (5)
Между тем, народным избранникам предстояла сегодня крайне ответственная задача - проголосовать на выборах президента. И хотя единственным до сих пор случаем, когда президент был выбран в первом же туре, оказались перевыборы Тоомаса-Хендрика Ильвеса, ауру неизвестности сегодня пытались поддерживать все причастные.
Лавируя по коридорам Рийгикогу между охотно дающих интервью депутатов, то тут, то там можно было услышать, дескать, "все возможно, шансы равны".
В 13 часов за столом спикера появляется широкоплечая фигура Юри Ратаса. Спикер проверяет сколько депутатов присутствует: сначала 11 отсутствуют, затем по одному это число уменьшается, и в конечном итоге на табло остаются гореть цифры 96 / 5.
Звучит предложение Ратаса - провести на сегодняшнем заседании первый тур выборов, а в случае если сегодня выбрать главу государства не удастся, второй тур провести завтра. Ратас ставит на голосование рабочий график, здесь подавляющее большинство голосует "за".
Далее спикер представляет представителя избиркома Оливера Каска. Затем избирательная комиссия в количестве человек шести-семи тщательно проверяет урны: крутит их в руках, переворачивает, даже встряхивает. Похоже, народ Эстонии может быть спокоен, бдительные члены комиссии начеку, обман исключен. Представитель избиркома затягивает ленточку на ящиках.
Ровно через час, в 14.14, будет оглашен результат голосования, объявляет Ратас. Депутаты расходятся. Ратас первым делом лезет в телефон, какое-то время чинно прогуливается по рядам и, наконец, решительной походкой направляется к выходу из зала заседаний. Сам кандидат Алар Карис в это время находится на балконе, среди прессы, с готовностью дает интервью и позирует фотографам.
К 13.28 в Большом зале совершенно тихо и пусто, зато в коридорах невероятно оживленно. Кто-то общается с прессой, кто-то голосует. Центрист Виктор Васильев поясняет, что бюллетень состоит из одного пункта: в нем следует поставить галочку или крестик напротив того кандидата, которого поддерживает голосующий. При этом в бюллетене стоит имя только одного кандидата, и, таким образом, если не поставить галочку напротив имени или написать что-то от себя, бюллетень будет считаться испорченным.
Голосование тайное, депутаты подходят в коридоре к урнам, опускают в них бюллетени. Евгений Осиновский признается, что фракция соцдемов договорилась о том, что каждый будет голосовать, исходя из своих убеждений. Раймонд Кальюлайд, говорит что все вероятно будет зависеть от единогласия коалиции.
"Мы-то договорились, как будем голосовать, но кто знает, как проголосуют на самом деле", - улыбается Васильев.
Наибольшее оживление в коридорах происходит, когда появляется Майлис Репс. Героиню скандала тут же окружает пресса. Стрекот фотоаппаратов переходит в настоящий шум. Гул, топот ног, все устремляются к ней. Репс никаких комментариев на дает и молча, но решительно, проходит сквозь толпу. Стоящий рядом депутат Васильев не лезет в карман за шуткой: "Мы репетировали это во фракции. Да и дома с детьми Майлис постоянно отрабатывает, как вести себя с прессой".
Ровно в 14.14 все возвращаются на места. Кандидат Карис занимает место на балконе, молча сидит, сцепив ладони на столе, пока на него направлены десятки объективов.
Этажом ниже избирательная комиссия работает с бумагами, раскладывая их по стопкам.
Наконец, Ратас просит комиссию зачитать результаты. 63 голоса "за", еще 16 оранжевых бюллетеней были незаполненными.
Таким образом, президент в первом туре не выбран. Алара Кариса тут же обступает пресса. Он говорит, что вовсе не разочарован результатом сегодняшнего голосования. "Это обычная процедура. Я скорее ожидал этого. Будем идти шаг за шагом. Это зависит от парламента а не от меня", - терпеливо повторяет Карис.
Завтра, 31 августа депутаты предпримут еще одну попытку избрать президента. Процедура повторится с той лишь разницей, что перед повторным голосованием можно выдвигать кандидатов по новой. Кем может стать этот второй кандидат? Здесь мнения политиков расходятся. Соцдемы, напомним, поддерживают нынешнего президента, а EKRE, к примеру, всерьез рассчитывает заручиться двумя недостающими голосами для выдвижения Хенна Пыллуааса, что подтвердил сегодня Март Хельме.
Социал-демократа Раймонда Кальюлайда такое предположение, однако, только смешит. "Господин Пыллуаас не имеет никаких реальных шансов ни в парламенте, ни потом. Говорить о нем как о серьезном кандидате никакого смысла нет".
Кальюлайд не считает в целом особо вероятным сценарий появления второго кандидата. Скорее всего, завтра мы просто увидим вторую попытку избрать Кариса, считает он. При этом шансы, что попытка окажется успешной, по оценке Кальюлайда, имеются. "Если бы сегодня он получил 50 голосов, вот тогда можно было бы сказать, что это совершенно безнадежно".
Закономерен ли сегодняшний результат? Кальюлайд говорит на это, что итог голосования наводит его на очевидную мысль: не все депутаты, которые на словах поддерживали кандидатуру Кариса - тут речь идет о политиках Партии реформ и Центристской партии, - проголосовали за него на деле. А с учетом того, что Карис - удобный кандидат для реформистов, скорее речь идет о недостающих центристских голосах.
"Но это уже скорее вопрос к Юри Ратасу, почему так получилось и они поддержали своего кандидата на сто процентов", - пожимает плечами соцдем.
"Если спекулировать на эту тему, то можно отметить, что политики Партии реформ в последнее время активно поддерживали Алара Кариса. Может быть, некоторые депутаты Центристской партии начали сомневаться: действуют ли они в интересах своих избирателей, голосуя за кандидата, который почему-то пользуется поддержкой реформистов?" - предполагает Кальюлайд.