Разговоры про коньяк, балконные арии и протест: второй тур выборов оказался крайне эмоциональным

Copy
Алар Карис.
Алар Карис. Фото: Eero Vabamägi / Postimees

Еще до начала голосования пробегавшая мимо журналистов депутат и социал-демократ Рийна Сиккут радостно рассказала, что за кандидата Алара Кариса обещают 71 голос. Видимо, в последнюю минуту в сторону Кариса склонился кто-то еще: итоговый результат - 72, и мы знаем имя следующего президента.

После провалившегося первого тура голосования многие высказались, что социал-демократы тянут время, чтобы продемонстрировать свою значимость. Даже запланированная на утро встреча фракции с Карисом была, скорее, возможностью пощекотать нервы коалиции нежели необходимостью.

До выборов социал-демократ Евгений Осиновский заявил Rus.Postimees, что целью встречи было пообщаться с господином Карисом как с будущим президентом. «В первый раз он выступал перед нами как кандидат в кандидаты, и сегодня мы хотели говорить с ним уже о своих ожиданиях. Мы ждем и полагаем, что президент будет отстаивать базовые и конституционные ценности нашего общества, свободы граждан и демократию. Особенно это касается внутриполитических ситуаций, которые уже в Эстонии были, когда правопопулистская партия EKRE была у власти, – заметил Осиновский. — Мы же обратили внимание на важность вопроса неравенства в обществе, в том числе регионального неравенства. Со своей стороны я пожелал бы, чтобы в вопросе сплочения общества и русскоязычного населения Карис занял максимально конструктивную и позитивную позицию.

Осиновский признался также, что будет голосовать за Кариса, как и большинство других членов его фракции.

Несмотря на общий позитивный настрой многих депутатов, Карис был угрюм. Когда же голосование было завершено, и депутаты собрались в зале для подсчета голосов, депутат от EKRE Калле Грюнталь выразил протест относительно возможного влияния на волеизъявление Марики Туус-Лауль, голосовавшей в автомобиле. По залу прокатилась волна возмущений депутатов. Ратас объявил перерыв на полчаса. Следующие полчаса, казалось, тянулись как резина. Парламентарии и журналисты бегали туда-сюда и периодически выбегали на балкон покурить, кто-то там даже пел, проверяя акустику. Один из журналистов предположил, что сейчас каждый член фракции EKRE начнет выражать протест и сорвет весь день. Кая Каллас, отвечая на вопросы журналистов, сказала, что такой поступок со стороны EKRE был ожидаем. 

Пока парламентарии ждали оглашения приговора, многие устремились на обед — подавали борщ и филе пангасиуса, но большинство депутатов ели пирожные. Внефракционный депутат Раймонд Кальюлайд тоже трапезничал. По его словам, даже странно, что никто не сидел с рюмкой коньяка. «В 90-е в это время тут бы уже потягивали коньяк, сейчас все по-другому», – признался Кальюлайд и поинтересовался у журналистов, кто же победит. «Вам виднее, вы же разговариваете со всеми», – добавил он. Обменявшись еще парой шуток про бывалую любовь парламентариев к алкоголю, а ныне моду на здоровый образ жизни, мы разошлись ожидать подсчета голосов.

Вскоре голос Марики Туус-Лауль был засчитан и подсчет голосов начался ровно в 14:00. На 68-м бюллетене за Кариса зал Рийгикогу взорвался аплодисментами. Было непонятно, рады парламентарии и журналисты новому президенту или тому, что оставаться до вечера на третий тур голосования никому не придется. Возможно, и тому, и другому. Юри Ратасу пришлось позвонить в колокольчик, чтобы привлечь зал к порядку. Дважды. Ведь когда на стол упал последний, 72-й бюллетень за Кариса, зал опять стал ликовать, не давая и слова сказать по поводу того, сколько бюллетеней остались пустыми.

Голосовавшая за кандидатуру Кариса центристка Мария Юферева-Скуратовски еще до оглашения выборов рассказала, что в первом туре выборов была настроена менее оптимистично, чем сегодня. «Сегодня у меня более обнадеживающее ощущение внутри, с 90% точностью я считаю, что нам удастся завершить выборы во втором туре». Интуиция ее не обманула.

«Я уверена, что Карис — хороший кандидат, он с академическим прошлым, он был ректором Тартуского университета, был госконтролером. Значит, что образование точно попадет в сферу его интересов, кроме того этот человек очень хорошо знает, что происходит в государстве с финансовой, экономической точки зрения. Поэтому я думаю, что опыт этого человека будет очень полезным», – верит Юферева-Скуратовски.

По ее словам, когда с Карисом велись переговоры, она задала ему два вопроса. «Первый — с каким посылом он бы обратился к русскоязычным жителям. По его словам, он сказал бы, что «вы все наши, родные, вы нужны и ценны». Мне это очень понравилось. Второй вопрос касался равноправия женщин. Я считаю важным, чтобы женщина не была существом второго сорта, и ей не приходилось выбирать между карьерой или семьей. Я спросила, считает ли он проблемой, что при равной занятости зарплата мужчин выше женщин. Он признал, что да, это проблема и в своей работе он бы также обращал внимание на эти факты», – рассказала она. Сможет ли Карис в итоге что-то изменить? «Да, он не в силах принять закон или написать лично указ, но Карис говорил о том, что в обществе президент может обратить внимание на ту или иную проблему, придать проблеме больше веса и тем самым заставить тех, кто может это сделать, решить ее», – добавила политик.

Первой с победой нового президента букетом белых роз поздравила премьер-министр Кая Каллас. После этого, как потом сам признался Карис, он сообщил о победе жене. К журналистам он вышел с очень серьезным выражением лица и улыбнулся лишь мимолетно. 

«Я постараюсь найти путь в сердца членов разных партий, — заявил Карис журналистам. — Я сделаю все, чтобы все партии выслушивали меня и я прислушивался бы к партиям. Эстонию необходимо начать сшивать вместе». Нитки и иголки у него, по его словам, нет, но он непременно их найдет. Также избранный глава государства пообещал, что вскоре заговорит с русскоязычным населением на их языке. «Очевидно, что, когда долго находишься вне языковой среды, язык ржавеет, но я обещаю, что наступит момент, когда я с русскоязычным населением буду говорить по-русски», — добавил Карис.

Как скоро это случится, сдержит ли Карис обещания и каким президентом будет, мы узнаем в следующие пять лет. Пока что председатель партии Eesti 200 Кристина Каллас, приглашенная в Рийгикогу в качестве гостьи, говорит, что не рада результатам. «У меня нехорошее предчувствие. Что будет на следующих парламентских выборах? Если мы знали, что Кальюлайд стоит за открытую Европу и Эстонию, каково мнение Кариса - непонятно», – сказала Кристина Каллас. Что ж, поживем — увидим.

Наверх