В Таллинне и Харьюском уезде дети становятся жертвами преступлений чаще в школе, чем на улице. Из частей столицы наиболее выделяются в плане школьного насилия Ласнамяэ и центр города.
Полиция: насилие в школе процветает
В прошлом году в Таллинне и Харьюмаа жертвами преступлений стали 684 несовершеннолетних. По словам руководителя молодежной службы Пыхьяской префектуры полиции Виталия Матвеева, в основном речь идет о кражах или физическом насилии.
В полицию обратились 247 детей, пострадавшие от физического насилия, причем в большинстве случаев это произошло в школе. «К сожалению, в последние годы количество случаев школьного насилия не уменьшается», — сказал Виталий Матвеев.
Как сказала старший комиссар профилактической службы Пыхьяской префектуры полиции Кристель-Лийс Каунисмаа, вероятность того, что ребенок станет жертвой случайного насилия, невелика. В случае уличных драк дети обычно знают друг друга.
В прошлом году 250 детей пострадали от краж, почти в двух трети случаев кражи были совершены в школе. По словам Каунисмаа, мальчиков обворовывают чаще, чем девочек.
В классе или раздевалке
«Считается, что чаще обкрадывают маленьких детей, но мобильные телефоны и кошельки воруют в основном у учеников основной школы», — сказала Каунисмаа, добавив, что объясняется это, скорей всего тем, что у малышей телефоны не «навороченные», и они не имеют при себе много денег.
Воруют в основном в классах и раздевалках. «На то, чтобы украсть какую-нибудь ценную вещь — мобильный телефон или кошелек — хватит нескольких минут», — заметил Матвеев, по словам которого, общественный транспорт — это еще одно место, где дети лишаются телефонов.
Каунисмаа отметила, что нередко дети сами демонстрируют, где находится телефон. «Например, ребенок разговаривает по телефону в автобусе, а затем кладет его в карман, тем самым показывая, где он находится», — сказала она. Кроме того, дети зачастую кладут телефон в кармашек на рюкзаке, откуда его без труда может достать как сам ребенок, так и вор.
Как отмечают полицейские, нельзя сказать, что какой-нибудь из районов города более опасен для несовершеннолетних, чем другие. «Преступления совершаются там, где есть люди», — сказал Матвеев, добавив все же, что, судя по статистике, в двух частях города пострадавших несовершеннолетних больше, чем в других, это центр города и Ласнамяэ.
«Что касается Ласнамяэ, то одной из причин можно назвать численность населения — здесь проживает почти 116 000 человек», — пояснил Матвеев. Центр города с его крупными торговыми центрами привлекает молодежь, которая после школы проводит там свой досуг.
Интернет опаснее улицы
Как сказала Каунисмаа, педофил, действующий в Интернете, куда опаснее «дяденьки с конфетами», заманивающим детей, слухи о котором ходили в прошлом году по Таллинну. Во всяком случае, вероятность того, что ребенок станет жертвой интернет-педофила, намного выше.
«В Интернете дети предоставлены сами себе, и если на улице рядом с ними могут находиться люди, то там никого нет», — сказала Каунисмаа, добавив, что просто невероятно, как много 12-13-летних девочек согласны встретиться с совершенно незнакомыми людьми, с которыми они знакомятся в Интернете.
Как считает директор Пиритаской экономической гимназии Рита Румм, возглавляющая Объединение директоров таллиннских школ, в школе насилие между детьми уменьшилось и перебралось в Интернет.
«На собраниях Объединения директоров школ тема школьного насилия не обсуждалась, поэтому я думаю, что проблема не стоит столь остро», — сказала она.
Как сказала Румм, школа почти не располагает информацией о насилии, которому подвергаются дети. «Не исключено, что кто-нибудь из детей очень страдает дома из-за электронных писем, но до нас эта информация не доходит», — признала она.
Румм полагает, что полиция наверняка располагает большей информацией о том, кто становится жертвами преступлений и где. «К сожалению, школы в известность не ставят, когда дети совершают какой-нибудь неблаговидный поступок. Мы знаем только то, о чем рассказывают нам дети или родители или сообщают работники», — сказала она.
Рита Румм является директором Пиритаской экономической школы два с половиной года, и за это время, по ее словам, школе ни разу не приходилось вызывать полицию в связи с преступлением. Был лишь один случай, когда руководство школы посоветовало родителям обратиться в полицию.