Ковидные ограничения не позволяют посещать спортклуб: к чему готовиться при расторжении договора? (2)

Copy
Силовая тренировка.
Силовая тренировка. Фото: Qilin's prance Filmmaker/ Shutterstock

Коронавирусные ограничения вынудили читательницу Rus.Postimees досрочно расторгнуть договор с популярным спортивным клубом. Препятствием для мирного расставания стал один из пунктов договора, который нельзя игнорировать даже в случае отказа от посещения фитнес-центра из-за COVID-19.

«В феврале 2021 года я заключила годовой договор со спортклубом Reval Sport c месячной платой в 39 евро. С 9 августа в результате введения коронавирусных ограничений для посещения клуба требуется представить отрицательный тест на COVID-19 или паспорт вакцинации. При нежелании вакцинироваться и отсутствии денег на регулярное тестирование имеет ли право клуб применять штрафные санкции при вынужденном преждевременном расторжении договора, спровоцированном исключительно коронавирусными ограничениями?» - спрашивает Кристина.

По ее словам, клуб ссылается на следующий пункт в договоре: «6.2. При расторжении договора с предуведомлением за месяц член спортклуба не освобождается от выплаты ежегодного членского взноса, и это означает, что член клуба должен оплатить полную стоимость услуги используемого им спорткомплекса (57 евро за 30 дней) за полные месяцы, когда член клуба пользовался услугами спорткомплекса. Член клуба должен оплатить ежегодный членский взнос в соответствии с составленным платежным графиком, являющимся неотъемлемой частью данного договора».

Член правления Reval Sport Алдур Партасюк подчеркнул, что договор, заключенный между членом клуба и Reval Sport, конфиденциален. Член клуба взял на себя обязательства, которые он выполняет. Клуб со своей стороны обязуется выполнять условия, установленные в договоре.

«Спортклуб не может игнорировать постановления правительства Эстонской Республики в связи с возникшей в стране ситуацией с коронавирусом. Должен добавить, что у спортклуба нет и никогда не было права штрафовать своих членов, - продолжил Алдур Партасюк. - Вопрос в пункте, который в случае заключения такого договора предусматривает плату членского взноса за год. В случае, если клиент желает сохранить членство, он все-таки должен заплатить предусмотренную в договоре сумму. Выплату этой суммы нельзя толковать как штраф».

Проще говоря, Кристину не собираются штрафовать или применять к ней какие-либо еще санкции: в связи с тем, что она расторгает договор досрочно, ее просят оплатить разницу между льготной ценой (39 евро в месяц), назначенной при условии, что договор рассчитан на год, и обычной стоимостью услуги (57  евро в месяц): за те месяцы, которые она занималась в спортклубе.

По словам адвоката Олега Матвеева из Arumäe Advokaadibürood, клиентка спортклуба должна быть готова к тому, что суд может признать обязательство заплатить членский взнос действительным.

«Введение коронавирусных ограничений, с одной стороны, однозначно не то, на что может повлиять клиентка. С другой стороны, даже если введение государством коронавирусных ограничений является форс-мажором, это по действующим правилам не освобождает клиентку от оплаты ее основных денежных обязательств по договору», - сказал он.

«Если клиентка не выплатит то, что требует спортклуб, спортклуб в теории может обратиться в суд (когда денежное требование станет взыскиваемым) или передать требование в инкассо», - добавил Олег Матвеев, посоветовав Кристине обратиться в Департамент защиты прав потребителей и технического надзора, который обязан проверить, является ли тот или иной пункт типовых условий спортклуба непропорционально ущемляющим права клиентки как потребителя.

Адвокат признает, что периодически к нему обращаются с вопросами, связанными с коронавирусными ограничениями. Однако часто работа с клиентом ограничивается консультацией, так как судиться не имеет большого смысла, учитывая вопрос и итоговые расходы клиента.

«Если мы имеем в виду вопрос трудового права и увольнений, то процедуру законного увольнения работника, согласно Закону о трудовом договоре, никто не отменял. Система предупреждений от работодателя за нарушение договора действует и сегодня. Также никто не отменял требования обоснованности к анализу рисков рабочей среды. Это дает надежду, что Трудовая инспекция и Комиссия по рассмотрению трудовых споров продолжат часто вставать на сторону работников, когда работодатель под предлогом COVID-19 увольняет людей по абсолютно другим субъективным причинам», - заявил Олег Матвеев.

«Не скрою, что ко мне обращались и люди, участвовавшие прямо или опосредованно в митингах в апреле 2021 года на Тоомпеа и площади Вабадузе. С полицией тогда удалось договориться, чтобы назначаемые штрафы у ряда клиентов были значительно ниже средней суммы штрафа. В законе есть требования, чтобы размер штрафа был обоснованным», - заключил он.

Наверх