Яак Уйбу: Эстонии нужен государственный инфолисток по COVID-19

Copy
Яак Уйбу.
Яак Уйбу. Фото: Mailiis Ollino / Pärnu Postimees
  • Инфолисток по COVID-19 помог бы лучше ориентироваться в информации
  • Согласно Закону о долговом праве, создание инфолистка возможно
  • Инфолисток мог бы составить Институт развития здоровья

Нынешняя информация о коронавирусе недостаточно доступна и неважно систематизирована, пишет в Postimees доктор медицины Яак Уйбо, который был главным санитарным врачом Эстонии и заместителем министра здравоохранения в 1989-1991 годы.

Несмотря на меры по борьбе с пандемией, вирус распространяется. Число эпидемиологов-самозванцев увеличивается, избыточность информации стремительно растет. В такой ситуации необходимо, чтобы правительство привело в порядок передачу информации.

Пандемия COVID-19 длится в мире уже более полутора лет. К началу второй декады сентября этого года, по данным коронавирусного центра Университета Джона Хопкинса, заразились почти 225 миллионов человек, смертельных случаев насчитывается 4,6 млн. В Эстонии (по состоянию на 19 сентябряприм. ред.) за все время пандемии зарегистрировано 149 776 заражений и 1326 смертей. Согласно информации об инфекциях в Эстонии, в первой половине 2020 года было зарегистрировано 2072 случая заражения, а в первой половине 2021 года - более 105 000 случаев. Таким образом, наблюдается пятидесятикратный рост за год, хотя министром здравоохранения и труда у нас остается один и тот же политик Танель Кийк.

Департаменте статистики отмечает чрезмерную смертность, которая частично обусловлена летней жарой. К рассматриваемому периоду (19 сентября) в Эстонии было введено 1 333 197 доз вакцины, полностью вакцинированы 50,84% населения. В Эстонии к предотвращению коронавируса привлечены министры, министерства, Департамент здоровья, ученые, всевозможные комиссии, все, кто формируют деятельность государства по борьбе с коронавирусом. Помимо определенных карантинных ограничений, которые вводили с переменным успехом, все надеялись на помощь от разработки вакцин.

Необходимые исследования вируса и вызываемых им болезней были проведены на многих уровнях по всему миру. Мы получили много ценных данных, но вирус все еще распространяется. Здесь, в Эстонии, мы надеялись на создание вакцины и ее применение, но болезнь никуда не исчезла и появляются новые штаммы. Мы имеем опыт по закрытию и открытию школ и мест общепита, серьезные изменения произошли в туризме, проведении досуга и других сферах. Если из-за угрозы заражения люди не могут общаться и встречаться, через какое-то время ситуация обострится и повлияет на душевное здоровье людей. Это заставило беспокоиться даже канцлера юстиции. 

Сложная ситуация породила в народе большое число специалистов. Их профессиональная подготовка неважна, да этого и не требуется. Возможно, дело в том, что в отсутствие эпидемиологов каждый может считать себя эпидемиологом и давать советы по поводу того, в чем он сам не разбирается.

В связи с этим пришло время систематизировать собственную и мировую информацию о коронавирусе и сделать ее доступной для общественности в виде регулярно выпускающегося «Государственного инфолистка о COVID-19». Необходимо мобилизовать специалистов из различных учреждений и комиссий, а также мотривировать их регулярно выпускать предназначенные для общественности инфолистки. В данном случае коронавирус - это одновременно изобилие и недостаток информации, не говоря уже о ее беспорядке. Это сеет недоверие к действиям правительства. Четырехуровневой системы рисков, введенной Рийгикогу, недостаточно. Официального сайта Департамента здоровья о коронавирусе тоже недостаточно.

Некоторые требования к инфолистку: краткость текста, понятность, применение коллективного разума, четкое выражение позиции и оповещение о подозрении как о подозрении, доступность на бумажном носителе, регулярное дополнение и обновление информации. Кто должен принимать решение о выпуске этого информационного бюллетеня? Премьер-министр Кая Каллас, взявшая на себя ответственность, вместе с правительством. И произойдет то, что во многих странах имеется уже давно. Конечно, это обязательство может быть делегировано скомпрометированному в связи с коронавирусом Министерству социальных дел, а может быть, составление инфолистка следовало бы сразу поручить Институту развития здоровья. Благодаря инфолистку это учреждение могло бы показать свой потенциал, но, конечно, к работе следовало бы привлечь и другие компетентные центры. 

Инфолистки надо было издавать уже давно, так как законное основание для этого имеется уже с 2002 года, когда вступил в силу Закон о долговом праве. Глава 41 посвящена договору об оказании услуги здравоохранения, а раздел 766 устанавливает обязательство информировать и получать согласие пациента, в том числе обязанность поставщика медицинской услуги оповещать пациента об опасностях и последствиях, сопряженных с осуществлением услуги здравоохранения. Эти риски и их вероятность предположительно стали причиной того, почему лица, менее подверженные опасности заболеть, не признают ее вообще, а другие боятся риска вакцинации. С последним мы почти не сталкивались, но в Финляндии медицинская страховка покрывает расходы на лечение при осложнениях после вакцинации.

Таким образом, мы видим, что еще до эры коронавируса законодатель принимал во внимание потребность людей в соответствующей информации. В ее необходимости никто не сомневается, но при нагрузке и недоступности семейных врачей требовать этого от них невозможно: хорошо, если попадешь на прием к замещающему семейного врача специалисту. Не остается ничего другого, как сделать информацию доступной в письменном виде. Многое сделано при использовании цифровых технологий, но уверяю, что пожилые люди не имеют доступа к этой информации.

Остается еще признать введение категории информированного согласия в разделы Закона о долговом праве, касающиеся услуги здравоохранения. Это начало перемен в базовых принципах медицины, которые существуют сотни лет – начата ревизия патерналистского понимания медицины, свой вклад в которое вносят юристы и суды.
На этом основании принудительная вакцинация является нарушением закона. Пока неясно, что исчезнет при обновлении. Израиль известен своими врачами, но теперь жалуется, что молодые люди не хотят изучать медицину настолько, насколько хотят быть ИТ-специалистами.

В патерналистской медицине пациент настолько доверял врачу, что последнему не нужно было подробно объяснять свои планы. Сейчас ситуация в медицинском праве существенно изменилась - решения принимает пациент, а не врач. Врач является консультантом пациента, и он обязан объяснить пациенту все обстоятельства, чтобы тот мог принять своевременные решения. В том числе - и в случае COVID-19. Выполняет ли государство с его возможностями по распространению информации обязательство, установленное в Законе о долговом праве? 

Наверх