Что будет дальше
А что о новом законе говорят сами олигархи - точнее, те крупные бизнесмены, которых украинские СМИ скорее по привычке называют олигархами?
Игорь Коломойский, Ринат Ахметов, Виктор Пинчук ранее утверждали, что являются не олигархами, а "бизнесменами", "инвесторами" или "просто людьми, взявшими на себя ответственность".
Партия Петра Порошенко - одного из самых богатых людей страны, известного политика, владеющего двумя телеканалами, то есть, по идее автоматически подпадающего под три из четырех "олигархических" критериев, - заявляла, что настоящая цель закона - это борьба с политическими оппонентами нынешней власти, первым из которых является бывший президент.
Смирятся ли эти люди с новыми правилами, которые устанавливает для них этот закон? Сложно сказать, ведь оперативных комментариев по поводу принятия этого закона от лиц, которые, вполне вероятно, первыми попадут в поле зрения создателей реестра олигархов, не поступало.
Но тем не менее, именно им принадлежит львиная доля украинских телеканалов - именно из этого источника черпают информацию, исходя из которой делают свои политические выборы, большинство жителей страны. Если олигархи объявят Зеленскому войну на своих телеканалах, долго ли удержатся его топовые рейтинги, вопрошают киевские наблюдатели.
С другой стороны, прямо завтра для потенциальных олигархов ничего не поменяется - закон вступит в силу только через полгода. Еще до этого времени в Киев придет вердикт Венецианской комиссии, который, вполне вероятно, добавит аргументов критикам закона об олигархах. Еще больше таких же аргументов может добавить и рассмотрение закона в Конституционном суде - летом подачу соответствующего представления анонсировала уполномоченная по правам человека Людмила Денисова.
Поэтому эпопея вокруг закона об олигархов, вполне вероятно, еще не подошла к концу.