Отличаемся ли мы от марионеток? (1)

Copy
Елена Скульская.
Елена Скульская. Фото: архив Елены Скульской

Те немногие, кому повезло увидеть в середине сентября в Таллинне спектакль «Прототип», созданный содружеством театральных людей из разных стран – Канады, Эстонии, Испании, Франции – думаю, никогда его не забудут и остро, мучительно будут вздрагивать порой от мысли о том, как легко превратить человека в марионетку, и – как еще проще выдать марионетку за человека.

Формально этот спектакль отсылает нас к реальной судьбе реального человека – еврейского мальчика из Польши, которого родители решили спасти от нацизма, сменив ему фамилию, отняв у него национальность и превратив его в католика. Католик выжил, эмигрировал в США и стал знаменитым писателем Ежи Косински, в конце концов, покончившим с собой. (Бывает, что человек, переживший столько, сколько выпало на долю этого еврея-католика, уходит из жизни, не дожидаясь в приемной у Смерти своего часа).

Но, на самом деле, этот уникальный спектакль говорит вовсе не об одной конкретной судьбе, а о состоянии человечества, и говорит не столько словами (текста в спектакле очень мало), сколько простейшими визуальными средствами, обрушивающимися всей своей новизной на наше зрение. Канадский режиссер Виктор Лукавски вместе с эстонской художницей Кристель Маамяги и французским создателем кукол Паскалем Блезоном помещают нас в пространство, в котором просто невозможно отличить людей от кукол, а кукол от людей.

Наверх