Руководить решением коронакризиса должен был Департамент здоровья в сотрудничестве с Министерством социальных дел, но в реальности координацинационная роль сформировалась у Государственной канцелярии. Но о том, что Департамент здоровья не в состоянии справляться с подобными кризисами, было известно уже давно, пишет Postimees.
Госконтролер: у Департамента здоровья не было и надежды на то, что он справится с коронакризисом
Во время второй волны, ни департамент, ни министерство не смогли целостно исполнять координирующую роль, и очень большую часть этой роли взяла на себя Госканцлярия, написал госконтролер Янар Хольм в отправленных премьер-министру Кае Каллас примечаниях и предложениях, которые могли бы помочь лучше справляться в будущем с ковидным кризисом или возможными будущими кризисами. Причины, по которым Департамент здоровья и Министерство социальных дел не смогли исполнять координирующую роль, кроются в прошлых решениях. А точнее, в решениях, которые в прошлом не были приняты.
«В Департаменте здоровья и сфере управления Министерства социальных дел в целом, никогда не создавались мощности для того, чтобы в случае чрезвычайной ситуации справляться с более сложными, чем обычно, задачами, - написал Хольм. – Спланированные на бумаге кризисные рабочие инструкции и структура управления не были покрыты ресурсами. Обманчивая бумажная готовность создала ситуацию, в которой при усугублении кризиса учреждение, которое планировалось, как решающее кризис, само превратилось в нуждающегося в помощи».
Когда в 2018 году Госконтроль провел аудит готовности к чрезвычайной ситуации, на момент проведения аудита Департамент здоровья честно сказал, что в случае кризиса, охватывающего все государство, на него лягут задачи, с которыми из-за отсутствия ресурсов он даже не надеется справиться. Примерно в то же время экспертная группа анализировала готовность системы здравоохранения Эстонии. Группа работала в 2016-2017 годах при Госканцелярии и составила «Концепцию медицинской инструкции в кризисное время».
И в этой концепции обратили внимание на то, что ни один из уровней сектора здравоохранения не имеет компетентности регулировать кризис, опираясь на общую методику, а в обучении работников имеются недостатки. Таким образом, о нехватке мощностей у Департамента здоровья при попадании в кризис знали, отметил Хольм.
В случае кризиса, охватывающего всю страну и оказывающего существенные влияние на весь правительственный сектор, по оценке Хольма, нет смысла даже думать, что учреждение узкой сферы деятельности или министерство смогут противостоять кризису на стратегическом уровне.
«Не было никакой возможности для того, чтобы Департамент здоровья с этим справился. И нужно иметь в виду, что такие кризисы, который нам пришлось пережить с коронавирусом, больше не являются кризисами какой-то узкой сферы деятельности, в данном случае - сферы здравоохранения. Они распространяются практически на все сферы жизни, всю страну и работу экономики, международные отношения и так далее», - заверил Хольм.
Таким образом, подобные кризисы нельзя ни решать, ни заниматься ими, ни по мышлению, ни по охвату управления кризисом как кризисом узкой сферы деятельности.
«Поэтому я поддерживаю представленный госсекретарю план подготовки Закона о готовности, в котором, в числе прочего, предусмотрено, что под руководством премьер-министра и правительства пройдет создание свода законов для решении кризисов большого влияния, который в случае необходимости Госканцелярия поддержит учреждением государственной кризисной помощи», - отметил Хольм.