Лицо недели Что он несет и кто несет ответственность? (14)

Олеся Лагашина
Copy
Мартин Хельме.
Мартин Хельме. Фото: Dmitri Kotjuh / Järva Teataja

Главный консерватор Эстонии – именно так он величает себя в соцсетях – может быть доволен: за две недели до муниципальных выборов его партия впервые стала лидирующей политической силой страны. Сам Мартин Хельме отметил это событие, заявив в Фейсбуке, что процент рейтинга отражает то, что люди видят в EKRE: «Люди видят, что мы действительно партия, которая стоит за жителей Эстонии, прислушивается к ним и реагирует на их проблемы».

Со вторым и третьим трудно поспорить: кажется, нет другой такой партии, которая со столь убийственной эффективностью отыскивала бы больные места в обществе и беззастенчиво использовала их в своих интересах. Нетрудно понять, что это внимание импонирует ида-вируским энергетикам, забытым ликвидаторам Чернобыльской аварии, скептикам и принципиальным строптивцам, протестующим против вакцинации и коронавирусных ограничений, простым людям, недовольным ростом цен на газ, топливо и электричество, и всем тем, кого политика мейнстрима по той или иной причине не устраивает.

Среди них причудливым образом оказываются даже те, кого, казалось бы, по идеологическим соображениям политика EKRE очаровывать не должна – в том числе, например, отдельных представителей ЛГБТ-сообщества из числа антиваксеров. С одной стороны, это многое говорит об интеллектуальном уровне электората партии, с другой, следует отдать должное ее лидеру – талантливому демагогу (это греческое слово хоть и имеет негативную окраску, но содержит в себе корень «народ»).

А народ хочет простых объяснений и быстрых решений. Быстрые решения с легкостью можно обещать, пока у тебя нет политической возможности их осуществить, и за то, что ты несешь, ты не несешь никакой ответственности. И простые объяснения Мартин Хельме легко и эффективно предлагает на всех доступных ему площадках. Из свеженького, например, обвинение коалиции в том, что повышение цен на электричество и топливо на самом деле выгодно правительству, поскольку «существенно увеличивает поступления НСО, прибыль от продажи квот СО2 и дивиденды Eesti Energia и Elering».

И, в принципе, в глазах его сторонников любое возражение премьер-министра (особенно на фоне ее личных связей с руководством Elering) будет выглядеть не очень убедительно (и черт с ним, с международным контекстом, если из-за него растут цены, необходимо держаться от него подальше, и мы даже не будем задумываться, возможно ли это в принципе). Потому что пока цены растут, а зарплаты большинства - нет, любой другой факт от понимания обывателя ускользает. А значит, этим можно воспользоваться. Что, собственно, лидер EKRE и делает.

Комментарии (14)
Copy
Наверх