Cообщи

Лицо недели Помашем ей фонариком… (28)

Copy
Фото статьи
Фото: Konstantin Sednev

Нынешняя неделя стала последней для президента Эстонии Керсти Кальюлайд на посту главы государства. Уже в понедельник она встретит на Тоомпеа Алара Кариса и проводит его в здание парламента, где сложит с себя полномочия и станет свидетелем принесения присяги новым президентом республики.

Безусловно, Керсти Кальюлайд навсегда вписала свое имя в историю Эстонии и, скорее всего, в ней останется, запомнившись кому-то со знаком плюс, а кому-то со знаком минус, но точно, как яркая и неординарная фигура на политическом небосклоне страны.

Пять лет Керсти Кальюлайд, с точки зрения многих русскоязычных эстоноземельцев, можно смело разделить на два этапа: интереса на грани уважения и разочарования на грани неприятия. Оставим без внимания момент ее избрания, вспомним март 2019 года, когда Канцелярия президента, в обход протокольных служб, заявила, что глава Эстонии Керсти Кальюлайд через две недели собирается в Москву на встречу с президентом России Владимиром Путиным.

Решение, принятое внезапно даже для Кремля, вызвало небывалое волнение внутри Эстонии. Во-первых, так не положено, чтобы один президент ехал к другому в гости не по приглашению принимающей стороны, а предложив его принять и выслушать. Именно поэтому армия журналистов, рванувших за Керсти Кальюлайд в белокаменную, была вынуждена возвращаться назад почти ни с чем: в Кремль пустили только фотографов, совместных пресс-конференций не было, а о сути встречи можно было узнать со слов только одной стороны.

Тем не менее, поездка оказалась не только эпатажной, но и милой сердцу многих русскоязычных жителей Эстонии, которым непросто наблюдать за отношениями страны проживания и родины.

Бесспорно, симпатии к себе Керсти Кальюлайд завоевала и тем, что не пыталась строить из себя великосветскую даму, садилась на велосипед и улыбалась всем чумазым лицом - такая как есть, а кому не нравится, не смотрите. Импонировала ее независимость и бесстрашие в отстаивании своей точки зрения, вне зависимости от политического авторства идей. В ней было трудно заподозрить приверженность какой-то партии, хотя порой свое недовольство она высказывала открыто, опять же, не стесняясь в выражениях и не оглядываясь на протоколы.

Переломным стал приход пандемии. Растерянность и неспособность предлагать и принимать решения в марте 2020 года были характерны для многих политиков. Чтобы понять масштабы испуга, достаточно просмотреть протоколы заседаний парламента, где оппозиция гоняла правительство по публикациям в СМИ, не предлагая со свое стороны ничего. Керсти Кальюлайд, у которой, конечно, не было рычагов прямого управления страной, но в задачу которой входило наведение мостов между народом и политиками, внезапно удалилась в тень. Вместо того чтобы выступить в роли объединяющей силы, утешить, подбодрить и внушить в политиков и свой народ веру в то, что вместе мы справимся и выстоим, она сначала долго не появлялась в эфире, а затем рассердила и своих сторонников, и своих оппонентов малоуместным в той ситуации призывом махать из окон фонариками.

Дальше все только усугублялось. Многим запала в душу ее речь в день рождения Эстонии, когда президент разделила народ своей страны на две категории: наших и чужих. Чужие никогда не поймут тех бед и ужасов, которые пережили наши предки по вине предков чужих. Никогда и ни за что. Даже не старайтесь. Свойственная ей и некогда даже импонировавшая многим прямота и безапелляционность в этот раз показались слишком жесткими и несправедливыми. Пристало ли хозяйке бала выгонять из-за стола часть гостей только потому, что они сидят не справа, а слева?

Ну да ладно. В понедельник начнется время Алара Кариса, который сейчас тоже вызывает интерес на грани уважения, а время Керсти Кальюлайд заканчивается. Помашем ей фонариком, и пусть она запомнится нам смелостью и несгибаемостью, демократичностью в нарядах и пристрастиях и искренним желанием быть ближе к народу. И не только на крупных праздниках: кто другой, кроме Леннарта Мери, объездил Эстонию вдоль и поперек, заглянул во все леса и все болота, прошелся по многих предприятиям? А как забыть ее внезапный приезд на ферму селянина, накануне раскритиковавшего политиков? Все остальное пусть уйдет в историю, которая, как известно, сама все расставит по местам и покажет, кто был прав, а кто не очень.

Встречаем нового главу государства!

Наверх