Cообщи

От редакции Когда выборы дороже здравого смысла (1)

Copy
Ощущение, что центристы знают, где спрятана заначка, но не говорят об этом Кейт Пентус-Розиманнус.
Ощущение, что центристы знают, где спрятана заначка, но не говорят об этом Кейт Пентус-Розиманнус. Фото: Shutterstock

До какого идиотизма можно дойти в попытке решить проблему, несущую разрушения и гибель, и сохранить остатки популярности среди электората в канун выборов? Радует, что уже послезавтра предвыборная вакханалия свернется, и гоняющиеся за голосами политики, может быть, займутся делом.

Основной проблемой для Эстонии сейчас является коронавирус. Рост заболеваемости последних недель уже не просто настораживает, а вызывает новое волнение среди уже и так переволновавшегося населения. Да, жители Эстонии в большинстве своем проявили сознательность и вакцинировалась весной или летом, а значит, что смотреть на 1000 новых зараженных в день нужно с поправкой на ветер: вакцинированный тоже заражается, но переносит болезнь легче.

Кого-то в Эстонии еще можно удивить октябрьскими насморком и кашлем? Однако число госпитализированных, которое довольно долго держалось в пределах 200, начало неуклонно расти: 349 человек, 267 из которых лежат в больницах только по причине ковида, по состоянию на вчера. Каждый день умирают люди, и речь давно не идет исключительно о стариках. В начале недели скончалась 61-летняя женщина, в среду умер 46-летний мужчина, в четверг – ровесница последнего.

Число умерших за сутки не создает хорошего настроения: четыре-пять-семь-девять. Постоянно подчеркивается, что умирают невакцинированные. Это может успокоить вакцинированных, но не никак не снижает масштабов трагедии потерявших родственников семей. Врачи опять работают на износ, а угрозы начать снижение объемов планового лечения не сходят со страниц СМИ и уже реализуются в ряде больниц. А это новые жертвы, в том числе - и среди вакцинированных.

Именно поэтому все с волнением поглядывают в сторону правительства. Вопросов два: почему правительство бездействует и когда начнут вводить ограничения? Можно себе представить состояние премьер-министра Каи Каллас, которую со всех сторон дергают и упрекают в мягкотелости и неспособности принимать решения. Но рубить с плеча накануне выборов опасно, как и разваливать коалицию в период кризиса. Можно себе представить и состояние министра здравоохранения и труда Танеля Кийка, которого каждый день спрашивают об отставке, но который еще очень хорошо помнит, как весь прошлый год его носили на руках. А за спиной стоит партия, которой кровь из носа нужно быть на гребне волны, потому что проиграть на выборах нельзя. Поэтому и Кийк не может реагировать адекватно, а поет сладкую песнь о том, что все под контролем и мы ого-го какие молодцы.

Можно ли сказать, что Кийк и Каллас не справились совсем? Конечно, нет. Работа проделана колоссальная, процент вакцинированности нестыдный. Этого, безусловно, мало для идеала, но ситуация такова, какова она есть. Нужно реагировать, что-то делать и как-то жить дальше.

А тут выборы - и реакция превращается в тот самый идиотизм, который был упомянут в начале. Речь идет о предложении Центристской партии, выдвинутом для оживления интереса к прививке за два дня до выборов и в тот момент, когда полдома уже горит.

«Выплатим всем пожилым людям, которые придут прививаться, по сто евро!» - выкрикнули центристы. Простите, мы о чем постоянно говорим в контексте коронавируса и мер защиты от тяжелых последствий? Научно доказано, что пожилые люди болеют ковидом тяжелее, у них же выше риск скончаться от осложнений, причем в муках. О каких бабушкиных ста евро идет речь, когда на кону стоит ее жизнь? Это полная девальвация важности процесса и опасности ситуации. Хочешь сто евро? Вакцинируйся. А если не хочешь или мало? Разве жизнь и здоровье не стоят дороже? Почему одним давили на разум и совесть, а других соблазняют деньгами? Куда мы придем завтра? Ответ есть: желающих получить бустерную дозу окажется еще меньше, так как люди захотят подождать, когда и за это заплатят. А это – четвертая, пятая и еще какая-то волны, которые окончательно добьют медицину, экономику и население страны.

«Каждому центру семейных врачей выплачивать 10 000 евро, когда среди их пациентов в возрасте от 60 лет процент вакцинированных достигнет 80%». Давайте будем честными: активную работу с пациентами проводила от силы половина центров семейных врачей. Они заслуживают похвалы, что и происходит в виде доплаты за каждого вакцинированного у семейного. Но немалая армия пациентов расскажет, как не только не получили звонка с приглашением, но и вообще не могли в последние два года дозвониться до своего врача, чтобы получить хотя бы минимальную консультацию.

Люди атаковали линию 1220, нагружали скорую помощь и отделения ЭМО, многие пожилые люди посетили центры вакцинации самостоятельно или их доставили туда молодые родственники, и никакой заслуги семейных врачей в этом нет. Как нет и слов, чтобы объяснить рассказы очень многих пожилых и среднего возраста людей о том, как семейный врач старался уйти от вопроса, можно ли и чем человеку вакцинироваться, а то и говорил прямо: «Вам это зачем? Вы сидите дома - и сидите себе спокойно». Это факты, и фактам нужно смотреть в лицо.

«Выплатить работникам домов престарелых премию в размере их месячной зарплаты, когда процент вакцинированных среди них достигнет 90%». Простите, что? Почему работников скорой помощи и других, не отвечающих анализу риска, можно стимулировать вакцинироваться угрозой увольнения, а работников домов престарелых, где риск поубивать людей крайне высок, нужно стимулировать премиями в размере оклада? И не индивидуально, а коллективно. Это очень напоминает меры по борьбы с разгильдяями в армии: не выявлен отстающий - наказаны будут все. И эти все потом разберутся с отстающим сами. Всем хочется премию в размере оклада: значит, вакцинированное большинство надавит на отстающее меньшинство?

«Выплачивать местным самоуправлениям по 10-20 евро на каждого жителя, когда среди жителей старше 60 лет или среди взрослого населения процент вакцинированных будет 80%». Ух ты! Есть мнение, что центристы знают, где спрятана заначка, но не говорят об этом Кейт Пентус-Розиманнус, которая точно согласилась бы сразу поднять зарплаты спасателям и полицейским до уровня «когда не стыдно», а не успокаивала бы здоровых мужиков сказками о том, что 70 евро прибавки – это тоже неплохо, потому что денег в казне нет.

Справедливости ради стоит отметить, что среди предложений партии есть и два очень дельных: создать фонд компенсации на случай возникновения последствий для здоровья в результате вакцинирования и организовать вакцинацию на дому. С вакцинацией на дому все понятно, непонятно, почему этого до сих пор нет, если говорили, что уже есть. А вот идея о создании фонда наконец-то прозвучала и ее нужно быстро реализовывать. Многие из отказников очень боятся побочных эффектов, но если бы они знали, что в случае неприятных последствий, пусть их вероятность и мизерна, застрахованы и получат компенсацию, ряды отказников определенно сразу сократились бы. Это лишило бы и агитаторов важного аргумента: если с вами что-то произойдет, решать свои проблемы вы будете сами. Никто никакой ответственности не несет.

Материальное вознаграждение - вообще очень тонкая вещь. Иногда это мощный стимул для развития и прогресса, но очень часто - дорога, ведущая к непредсказуемым последствиям, особенно, когда речь идет о финансовом стимулировании людей, решившим позаботиться о собственном здоровье. Почему бы, например, не ввести премии тем, кто бросил пить и курить? Причем ежемесячные, чтобы на старое не потянуло.  

Наверх