Новая волна коронавирусной инфекции идет на подъем. Есть ли у больниц Эстонии запас прочности? Можно ли избежать локдауна?
На вопросы Rus.Postimees ответил в прямом эфире завотделением инфекционного контроля Ида-Таллиннской центральной больницы Алексей Неловков.
Выдержки из беседы:
– Год назад мы встречались с вами в этой студии – тогда вы сказали, что в вашей больнице почти военное положение. А как сейчас обстоят дела?
– Сейчас мы о военном положении не говорим, но в целом ситуация серьезная. Медработники устали от ковида.
Устали врачи, медсестры, работники по уходу. Люди больше не хотят работать в ковидных отделениях.
Медики уходят из больниц или ищут работу с меньшей нагрузкой в простых отделениях. Материальная стимуляция уже их не удерживает.
– Что же нас ждет? Скоро нас некому будет лечить?
– Пока в Ида-Таллиннской центральной больнице работает одно ковидное отделение, в планах открыть второе. А дальше встанет вопрос – потянем ли мы третье отделение? Это очень серьезный вопрос.
– У больниц больше нет запаса прочности?
– Имеется совсем небольшой запас прочности.
– Вы больше не можете с уверенностью сказать, что в больницах достаточно коек и врачей?
– У людей погас энтузиазм. Если весной на второй волне все работали на энтузиазме с максимальной отдачей, и мы смогли открыть четыре ковидных отделения, то к настоящему времени медики устали и не смогли восстановить силы. Теперь накопившаяся усталость дает о себе знать.
– Если заболеваемость достигнет уровня Латвии, больных будет некому лечить?
– Здесь ничего не поделаешь – медикам придется выполнять экстренную работу. Вопрос – в каких условиях и как?
Но от своих непосредственных обязанностей мы, конечно, не откажемся.
Другое дело – как нам сейчас можно помочь? Какие-то шаги могло бы предпринять государство.
Нужны ограничивающие меры для снижения уровня распространения заболеваемости.
– То есть принятые правительством новые ограничения по сути являются полумерами? Они вряд ли исправят ситуацию? Известно, что с понедельника перестанут работать тесты во многих общественных местах, но при этом школьники после каникул смогут вернуться на занятия…
– Этого мы и боимся: после каникул будет очередной подъем заболеваемости.
Опыт предыдущих волн это подтверждает: после каникул начинается рост.
На месте правительства я бы предпочел более строгие меры. Причем, возможно, их нужно было бы вводить уже две-три недели назад.
Нужно контролировать ношение масок и соблюдение других правил вплоть до введения новых ограничивающих мер.
– Возможен ли в Эстонии латвийский сценарий? Может ли дело дойти до объявления комендантского часа?
– Этого нельзя исключать. Тем более, что он действительно работает. Когда вводится чрезвычайное положение, заболеваемость начинает падать.
– На какой период может прийтись пик заболеваемости?
– По всей видимости, на ноябрь-декабрь.
– Почему пошла новая волна, если в стране более 60% привитых?
– Никогда не предугадаешь, как отреагируют иммунные системы людей на прививку. Кроме того, эффект от вакцинации начинает ослабевать через 6 месяцев. По этой причине сейчас и заговорили о бустерной дозе, чтобы восстановить иммунный ответ на вакцину и поднять уровень антител.
– По статистике, среди привитых много заболевших. В чем причина?
– Примерно треть заболевших – это те, кто прошел вакцинацию. Кто эти люди? Возможно, это привитые в самом начале или пожилые люди, у которых иммунный ответ более слабый. К сожалению, в Департаменте здоровья нет полного обзора по повторно заболевшим. По наблюдениям в нашей больнице, как правило, повторно заболевают люди старше 70 лет и с сопутствующими заболеваниями, ослабленным иммунитетом.
– Сейчас началась бустерная вакцинация. Есть ли уверенность в том, что это поможет?
– Мы видим, что даже среди вакцинированных медработников появились единичные повторные случаи заболевания. Мы начали активно прививать сотрудников медучреждений третьей дозой.
Предварительные результаты – хорошие. Побочных эффектов – не больше, чем обычно.
Бустерная доза – явление не новое. Например, против клещевого энцефалита есть первичная вакцинация в две дозы, потом через год – третья и через каждые пять лет следуют дополнительные дозы.
С российским «Спутником» – известная схема: сначала первые две дозы и через полгода – бустерная доза, а потом ревакцинация каждый год. Примерно таким же путем, скорее всего, пойдем и мы.
Стопроцентно предвидеть дальнейший сценарий невозможно, свою роль играют мутации и т.д. Тем более, что мы имеем дело с совершенно новым явлением, которого мире не видел последние 30-40 лет.
– На данном этапе бустерная вакцинация касается только медиков?
– Сейчас мы проводим в больницах вакцинацию своих сотрудников, а на уровне государства решается, кто будет вакцинировать третьей дозой – центры по вакцинации или семейные врачи.
– Что грозит непривитым медикам в условиях тотального дефицита работников больниц?
– Хороший вопрос. Мы снижаем риски, тестируя таких работников на ковид.
– Теперь предпринимается попытка отменить тесты. Больниц и школ это не коснется?
– В больницах все это пока работает. Методике тестирования мы доверяем. Она себя оправдала и отказываться от нее мы не будем.
– Будет ли каждый привитый обязан к какому-то сроку получить третью дозу?
– На сегодняшний день бустерная доза имеет рекомендательный характер.
В первую очередь это направлено на группы риска: пожилых, людей с ослабленным иммунитетом и хроническими заболеваниями. То же самое касается всех желающих старше 18 лет.
Станет ли бустерная доза обязательной? Думаю, что в некоторых местах она будет строго рекомендована, в том числе для медработников.
– Значит, сейчас не стоит тревожиться о том, что в какой-то момент населению аннулируют COVID-паспорта? Пока ведь на них нет конечной даты, изначально они выдавались на год…
– Не думаю, что их аннулируют. Вопрос – в отношении к своему здоровью.
Если речь идет о третьей дозе, то молодые люди должны соблюсти минимальный интервал в 8 месяцев, а люди 65+ ориентироваться на 6 месяцев. Все это пока носит добровольный характер. Как инфекционист я рекомендую третью дозу.
– Насколько новая волна опаснее предыдущей? Коронавирус может объединиться с гриппом?
– В минувший сезон гриппа практически не было, коллективного иммунитета не возникло. У многих могло сложиться ощущение, что грипп исчез. Но как только появляется контингент непривитых или восприимчивых, тут же начинается подъем заболеваемости.
Так что теоретически в этом году может произойти подъем заболеваемости гриппа.
Хуже всего, когда коронавирус и вирус гриппа попадают в легкие одновременно. Такое тоже не исключено и даже наблюдалось.
Подробнее в повторе!
Есть ли в больницах Эстонии запас прочности? Достаточно ли врачей и коек?
Помогут ли сдержать опасную волну озвученные накануне ограничения?
Возможен ли в Эстонии латвийский сценарий? Может ли дело дойти до комендантского часа?
Почему набирает силу новая волна, если в стране более 60% привитых?
Что изменит бустерная вакцинация?
Насколько опаснее новая волна? Коронавирус объединяется с гриппом?